XIII Международная научно-практическая конференция «Наука и культура России»





В работе секции «Современные тенденции развития русской и славянской филологии: теория и методика преподавания» приняли участие неравнодушные к судьбе русской культуры, русского языка и речи преподаватели образовательных учреждений разного уровня, а также студенты и аспиранты нашего университета.
Отправной точкой для совместных размышлений участников секции о путях развития современной российской высшей школы, о месте гуманитарного и в частности филологического образования в вузовской системе послужил доклад консультанта министерства образования и науки Самарской области Елены Валентиновны Тюляковой «Глобализация высшего образования: проблемы и перспективы», представленный на пленарном заседании конференции.
В форме круглого стола на заседании секции обсуждались такие актуальные проблемы, как тенденции развития высшей школы; концепции современного филологического образования; инновационные методы и технологии преподавания русского языка как родного и как иностранного; способы активизации интереса к русскому языку, литературе, культуре; формирования коммуникативной, речевой компетенции у обучающихся образовательных учреждений разного уровня.
Как известно, в этом году в СамГУПС на подготовительном отделении впервые обучаются иностранные студенты из Индонезии и Монголии. Поэтому интерес участников заседания секции вызвали доклады, посвященные методике преподавания русского языка как иностранного. В своем выступлении зав. кафедрой «Инженерная педагогика и культура делового общения» СамГУПС Анна Борисовна Иванова познакомила слушателей с опытом использования интерактивных методов обучения с целью комплексного формирования лингвистической, речевой, лингвокультурологической компетенций у иностранных студентов, изучающих русский язык. Невербальным аспектам поведения в межкультурной коммуникации был посвящен доклад доцента СамГУПС Натальи Юрьевны Темниковой. Также привлек внимание участников секции сравнительный анализ использования в китайских и русских учебниках по родному языку прецедентных текстов с целью формирования языковой картины мира, представленный в статье, присланной аспирантом Дальневосточного федерального университета Цю Маньли (КНР).
Анализ читательских предпочтений современных студентов был представлен в докладе доцента Елены Юрьевны Логиновой. Методические и психолого-педагогические аспекты формирования речевой (в частности орфоэпической) компетенции обучающихся затронули в своих выступлениях доцент нашего вуза Елена Александровна Краснова и учитель русского языка и литературы, завуч МБОУ СОШ № 25 Н.В. Сидорова.
О развитии творческих способностей обучающихся при работе над проблемным очерком шла речь в докладе методиста Центра профессионального образования Самарской области Л.А. Виноградовой. О необходимости введения в систему повышения квалификации преподавателей технического вуза речеведческих дисциплин, например, тренинга «Речевое мастерство» говорила в своем докладе профессор Людмила Петровна Лунева.
Выступление аспиранта Е.В. Хохриной приоткрыло возможности использования технологии Web 2.0 в процессе обучения русскому языку и культуре речи.
Секция «Иностранные языки и литературы в научно-образовательном пространстве России» прошла под эгидой межкультурного и межъязыкового взаимодействия. Работа секции началась с доклада Флоры Тцейнг (Тайвань), посвященного различным аспектам традиционной китайской культуры. Доклад был подготовлен на английском языке, что не помешало ему вызвать живой интерес аудитории. Коллега из Казахстана Д. Ж. Кусаинова рассказала о вкладе философа Асана Кайгы в становлении казахского национального литературного языка.
Особо стоит отметить доклады профессора Анатолия Сергеевича Бакалова «Концепт мировой литературы в культурном контексте немецкой истории» и доцента Ирины Геннадиевны Бакановой «Методологические основы смешанного обучения иностранному языку студентов технических специальностей».
Традиционно живо прошла секция «Проблемы образования и воспитания». Острую дискуссию вызвал доклад старшего преподавателя кафедры «Иностранные языки» СамГУПС Ирины Васильевны Митрофановой, в котором очерчивался круг проблем, связанных с неопределённость методологического и методического обеспечения при разработке и обосновании дескрипторов компетенций. В ходе обсуждения доклада подчеркивалось, что наиболее актуальной и трудно разрешимой задачей является разработка средств и технологий оценки уровней сформированности компетенций.
В контексте предыдущего доклада коллега из Российского нового университета (г. Москва) Сергей Вячеславович Капочкин рассмотрел средства формирования и оценки информационной компетенции в процессе изучения непрофильных учебных дисциплин.
А.С. Земсков представил материалы, раскрывающие значение социальных факторов и комформного поведения на формирование мотивации к занятиям различными видами двигательной активности. Ольга Николаевна Михайлова озвучила результаты исследования уровня социальной (вхождение в коллектив, изменение условий быта, форм обучения и контроля) и физической (состояние и реакция функциональных систем организма) адаптации студентов СамГУПС к условиям обучения в вузе.
Многоуровневый проект, охватывающий урочные и внеурочные формы занятий обучающихся, направленный на сохранение и возрождение народных традиций, национальной самобытности был представлен учителем технологии из «Образовательного центра «Лидер» (г. Кинель) Бородачевой Натальей Викторовной.
Результаты исследования отношения преподавателей к реформе высшего образования, ко всем изменениям, связанными с введением новых инструментов управления, сокращением вузовской сети, введением системы рейтинговой оценки деятельности профессорско-преподавательского состава, эффективного контракта был представлен профессором кафедры «Философия и история науки» Л. Ф. Красинской.