Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
МЕНЮ
Сведения об образовательной организации + Образование + Наука + Международная деятельность + Культура и спорт + Контакты +
Версия для слабовидящих
EN

Ученые СамГУПС исследуют альтернативные источники топлива



В Самарском государственном университете путей сообщения на базе факультета «Подвижной состав и путевые машины» открылась новая межотраслевая лаборатория «Газомоторное и водородное топливо». 
гости в лаборатории.jpg

 лаборатория.JPG

Символично, что торжественное открытие инновационной лаборатории состоялось в День знаний 1 сентября с участием почетных гостей: начальника Куйбышевской железной дороги Рашида Сайбаталова, председателя Дорпрофжел Куйбышевской железной дороги Альберта Премилова, заместителя начальника КбшЖД по кадрам и социальным вопросам Александра Шведова, а также заместителя Главы городского округа Самара – руководитель Департамента транспорта Сергея Маркина, и представителей научного сообщества. 

По словам ректора СамГУПС Ивана Андрончева, новая лаборатория предназначена для подготовки научных кадров, проведения аспирантами и докторантами исследований по газомоторной тематике и водородной энергетике. 

«Транспортное машиностроение развивается, появляются новые виды подвижного состава, в том числе работающие на смешанных видах топлива. Газомоторная тематика является одним из приоритетных направлений научно-исследовательской деятельности университета. Наши молодые исследователи должны обладать компетенциями в области применения газа и водорода в локомотивах будущего. Поэтому было принято решение открыть на учебном полигоне университета инновационную лабораторию в интересах железнодорожного транспорта», - пояснил Иван Андрончев. 

На новой инновационной площадке смонтировано автономное газовое оборудование для подачи в дизельный двигатель, а также стенд для проведения испытаний с водородом. Установлено две экспериментальных установки для проведения исследований по смешению газа и дизельного топлива. Это среднеразмерный дизельный двигатель объёмом 5 литров и мобильный дизельный двигатель объёмом 1,4 литра с турбонаддувом. Установки оснащены современной системой электронного управления и контроля параметров работы двигателя по газодизельному циклу. Кроме того, в лаборатории имеется экспериментальная модель по конверсии природного газа, которая может быть адаптирована к применению на железнодорожном транспорте для генерации на двигателе локомотива метано-водородной смеси. 

К основным преимуществам газомоторной техники относится экологичность (снижение выбросов в атмосферу), а также сохранение мощности двигателя при снижении расхода дизельного топлива. Экономичность и безопасность работы газомоторной техники особенно актуальны в современных условиях, поэтому научные разработки могут применяться в автомобильном, речном и воздушном транспорте. 

Как рассказал ведущий научный сотрудник лаборатории Алексей Муратов, межотраслевая лаборатория создана по индивидуальному проекту при поддержке партнёра вуза ООО «Газпром трансгаз Самара», оснащена системами пожаротушения и контроля загазованности, и отвечает всем требованиям безопасности. Системы электронного управления и контроля параметров работы дизеля разработаны АО «Дизельавтоматика» (Саратов). 

И еще - в лаборатории будут проводиться совместные исследования с ведущими вузами Самарской области в рамках консорциума Научно-образовательного центра Самарской области «Инженерия будущего». Одним из партнеров вуза стал Самарский государственный технический университет, заинтересованный в результатах исследований и подготовке научных кадров для различных отраслей промышленности. 

По словам заведующего кафедрой «Газопереработка, водородные и специальные технологии» СамГТУ Андрея Пименова, водородная повестка приобретает всё большее звучание на федеральном уровне, а исследования в области применения водорода на транспорте становятся все более актуальными. Одним из научных направлений в деятельности вуза является создание технологии хранения водорода в жидких органических носителях. В перспективе в рамках совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работы двух вузов планируется создание промышленного прототипа носителя. 

Фото: СамГУПС
04.09.2020

Возврат к списку