Учебно-методический семинар
13 ноября в нашем университете состоялся учебно-методический семинар «Воспитательная работа в вузе: состояние, проблемы, перспективы развития».
Образовательная деятельность каждого высшего учебного заведения, качество получаемого образования напрямую зависят от воспитательной работы, проводимой в среде студенческой молодежи.
Как обстоят дела с воспитательной работой в СамГУПС, каковы ее результаты и какие намечены стратегии дальнейшего развития? Ответы на эти и другие вопросы можно было услышать на заседании круглого стола.
В мероприятии приняли участие заместители деканов по воспитательной работе факультетов, заместители директоров по воспитательной работе филиалов, сотрудники управления воспитательной работы СамГУПС, заведующая кафедрой физического воспитания и спорта, председатель студенческой профсоюзной организации.
С приветственным словом ко всем собравшимся обратилась проректор по социальным вопросам и воспитательной работе, д.п.н., профессор Людмила Петровна Лунева. В своем выступлении она сказала о роли воспитательной работы в вузе, о ее неразрывной связи с учебно-научным процессом, а также особо отметила главную цель воспитания студентов - подготовку «творчески мыслящих и гармонично развитых специалистов, обладающих глубокими профессиональными знаниями и высокими гражданскими качествами».
В заседании круглого стола были также затронуты вопросы, касающиеся основ государственной молодежной политики Российской Федерации; проблем адаптации студентов-первокурсников в вузе; формирования духовно-нравственных ценностей студентов. Не менее важным было и обсуждение патриотического воспитания как системообразующего направления в воспитательной деятельности.
В дружеской обстановке прошел обмен идеями и мнениями по главным вопросам воспитательной работы в вузе.
Начальник управления воспитательной работы, к.п.н., доцент Александра Николаевна Шабалина в своем докладе отметила, что молодежная политика как воспитательная деятельность направлена на самореализацию молодого человека, отвечающего социальным ожиданиям общества, семьи, образовательного учреждения.
«Таким образом, общекультурное развитие человека является основной целью и результатом процесса непрерывного образования и воспитания», - заключила она свое выступление.
В качестве приоритетных направлений молодежной политики нашего университета участниками круглого стола были выделены следующие:
- поддержка общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных общественных объединений;
- поддержка молодых семей;
- создание условий для охраны здоровья, формирования здорового образа жизни молодых граждан, их воспитания и образования;
- сохранение преемственности традиций университета, формирование университетской культурной среды.
Интересным и весьма содержательным было выступление начальника организационно-методического отдела управления воспитательной работы СамГУПС, доцента кафедры «Философия и история науки» Рамина Яковлевича Кутубидзе. Он предложил участникам учебно-методического семинара философски взглянуть на сложные проблемы воспитания студентов. Такой подход, по мнению докладчика, возможно, не даст конкретного решения, но образует в сознании воспитателей определенный мыслительный горизонт, по которому можно будет двигаться в сторону понимания проблемы, а затем и к ее решению.
О патриотическом воспитании в вузе и его направлениях, формах работы подробно изложила в своем выступлении заведующая музеем Ольга Александровна Суляева.
«Важным звеном патриотического воспитания студентов выступает музей истории СамГУПС, который является научно-исследовательским, учебно-воспитательным и культурным подразделением, осуществляющим поиск, учет, хранение, изучение и пропаганду памятников истории. Музей осуществляет связь между поколениями, служит сохранению традиций, связывающих людей в одно целое, способствует формированию мировоззрения будущего инженера. Одно из главных предназначений – воспитание у студентов чувства гордости за принадлежность к профессии – профессии инженера путей сообщения», - отметила она в своем докладе.
В ходе заседания участники круглого стола рассмотрели несколько проектов, посвященных 70-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. («Растим патриотов России», «Они сражались за Родину» и т.д.).
Социальный педагог УВР Елена Витальевна Петрова осветила вопросы профилактики социально-негативных проявлений и экстремизма в молодежной среде, а также вынесла на обсуждение проблему употребления спайса в студенческой среде. Она рассказала об оперативной работе психологов УВР, в частности о проведенных мероприятиях просветительского характера и социологическом исследовании, направленном на изучение уровня фактической и латентной наркомании среди студентов. Участники круглого стола заключили, что данная проблема была и остается довольно острой, поэтому профилактическая работа, направленная на решение данной проблемы, требует не только регулярности, но и творческого, нестандартного подхода.
Во второй части учебно-методического семинара своим опытом поделились заместители директоров по воспитательной работе филиалов СамГУПС. Среди них:
- В.А. Коткова (Уфимский институт путей сообщения) с докладом «Особенности гражданско-патриотического воспитания студентов в техническом вузе»;
- Е.В. Синкина (Оренбургский институт путей сообщения) в соавторстве с педагогом-психологом С.А. Заводчиковой (Ижевский техникум железнодорожного транспорта) представили работу «Формирование стремления к здоровому образу жизни и профилактика негативных явлений в молодежной среде» (программа «Вместе мы сильнее»);
- Н.В. Андреичева (Алатырский техникум железнодорожного транспорта) и Н.К. Бондарева (Ртищевский техникум железнодорожного транспорта) – «Духовно-нравственное воспитание молодежи как средство формирования общечеловеческих ценностей»;
- Г.М. Новохатская (Саратовский техникум железнодорожного транспорта) – «Клубная деятельность. Студенческие клубы как социальное пространство в формировании профессионализма»;
- Н.М. Юсупова (Оренбургский техникум железнодорожного транспорта), Е.Н. Маслова (Самарский техникум железнодорожного транспорта им.
А.А. Буянова) – «Формирование системы правовых знаний, правовой культуры и нравственно-правового самоконтроля студентов»;
- О.Г. Якупова (Казанский техникум железнодорожного транспорта) – «Классное руководство и кураторство как компоненты профессиональной компетенции преподавателя»;
- Н.М. Кондратьева (Оренбургский медицинский колледж) – «Возможности воспитательной работы со студентами в общежитии»;
- С.Г. Тюрганова (Пензенский техникум железнодорожного транспорта) – «Корпоративный музей как имиджевый инструмент организации»;
- И.Ю. Хохлова (Уфимский техникум железнодорожного транспорта) – «Социально-психологическая адаптация студентов 1 курса».
Работа круглого стола была весьма плодотворной и полезной для всех ее участников. Результатом заседания стало не только общение, но и готовность всех представителей университетского комплекса принимать участие в разработке плана совместных мероприятий.
В резолюции, принятой в ходе обсуждения, отмечена целенаправленная работа по воспитанию у студентов СамГУПС гражданской позиции, ответственности, чувства патриотизма. Подводя итоги воспитательной работы, проводимой в вузе, можно с уверенностью сказать, что в университете созданы все условия для реализации потребности студентов в эстетическом, творческом развитии, формирования здорового образа жизни.
Ольга Суляева,
Венера Глебова