Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
МЕНЮ
Сведения об образовательной организации + Образование + Наука + Международная деятельность + Культура и спорт + Контакты +
Версия для слабовидящих
EN

Компания РЖД оснастит лабораторию СамГУПС современным оборудованием

На минувшей неделе Самарский государственный университет путей сообщения посетил первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Кобзев. В ходе визита топ-менеджер компании познакомился с работой межотраслевой лаборатории «Газомоторное и водородное топливо» и принял решение доукомплектовать лабораторию специальным оборудованием.
СамГУПС лаборатория визит Кобзева С.А..jpg
Как рассказал руководитель лаборатории «Газомоторное и водородное топливо» Алексей Муратов, до конца года железнодорожники передадут университету устройство для получения водорода из воды за счет солнечной энергии - электролизер. Полученный чистый водород будет применяться на силовых установках для проведения исследований по газомоторной и водородной тематике.
Сейчас водород в лаборатории получают в результате химической реакции в генераторе водорода, на что требуются затраты электроэнергии. Для питания электролизера на крыше лаборатории будут установлены панели солнечных батарей. После установки электролизера и солнечных панелей получение водорода станет менее энергоёмким.

В настоящее время ученые лаборатории совместно с Куйбышевской железной дорогой приступили к реализации проекта по созданию системы получения водорода на борту тепловоза и дальнейшему его использованию в качестве топлива силовой установки, который подразумевает разработку бортового генератора.
В бортовом генераторе при гидролизе алюминия образуется водород, минуя устройства накопления водорода (баллоны, блоки хранения водорода и т.п.), он подается непосредственно напрямую в энергетическую установку. Тем самым происходит процесс преобразования энергии твердого топлива алюминия в газообразное, по принципу «применения водорода без водорода на борту транспортного средства», что позволяет повысить безопасность работы локомотива путем полного отказа от баллонных систем хранения водорода.

В долгосрочной перспективе планируется также создание автоматической системы управления подачей и получения водорода, а также разработка компоновочной схемы тепловоза, работающего с использованием водородного топлива.
«Данный научно-технический задел является и может стать базовой предпосылкой для дальнейших научно-исследовательских работ, посвященных перспективам использования водородного топлива на железнодорожном транспорте, в частности в локомотивном комплексе ОАО «РЖД». Сформирована заявка в план научно-технического развития ОАО «РЖД» - «Комплекс научно-исследовательских работ по переоборудованию силовой установки тепловоза для эксплуатации с использованием водородного топлива», - пояснил Алексей Муратов.

Совместно с ООО «Дизельавтоматика» (г. Саратов) успешно завершён комплекс научно-экспериментальных исследований по тематике: «Проведение определительных испытаний работающего в режиме газодизельного цикла тепловоза ТЭМ2, оборудованного системой управления подачей газа и дизельного топлива СУДМ.03».
В лаборатории установлены отвечающие всем современным требованиям системы безопасности – пожаротушения, воздухоснабжения, энергообеспечения и т.д. Лаборатория оборудована эффективной системой хранения и подвода газомоторного топлива, позволяющая использовать метан в качестве моторного топлива для экспериментальных дизельных установок, установленных в лаборатории.

По словам Алексея Муратова, предпосылки создания такой лаборатории формировались с 2005 года. За это время учеными СамГУПС был выполнен ряд прикладных и фундаментальных исследований по переводу транспорта на альтернативные виды топлива. Получено более 100 охранных документов на технические решения в этой области, нашли признание результаты исследований на многих международных конференциях, проводимых на базе ведущих российских вузов и организаций.

Развитие и дооснащение лаборатории «Газомоторное и водородное топливо» актуально и соответствует российской повестке по водородной тематике. Так, сегодня в стране готовятся к реализации несколько пилотных проектов, связанных с использованием водородной энергетики. Так, например, планируется строительство водородного кластера на Сахалине для развития производства, потребления и экспорта водорода.
Кроме того, в начале сентября на площадке Восточного экономического форума ОАО «РЖД», правительство Сахалинской области, Госкорпорация «Росатом» и АО «Трансмашхолдинг» подписали протокол о признании проекта по запуску поездов на водородном топливе целесообразным. В ОАО «РЖД» реализуется проект по запуску водородных поездов на острове Сахалин совместно с госкорпорацией «Росатом» и АО «Трансмашхолдинг». Дорожная карта проекта предусматривает, что в 2023 году должен быть введён в опытную эксплуатацию первый состав, а в 2024-м – начнутся пассажирские перевозки.

Пресс-центр
07.09.2021

Возврат к списку