Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
МЕНЮ
Сведения об образовательной организации + Образование + Наука + Международная деятельность + Культура и спорт + Контакты +
Версия для слабовидящих
EN

Компания РЖД оснастит лабораторию СамГУПС современным оборудованием


Компания РЖД оснастит лабораторию СамГУПС современным оборудованием

На минувшей неделе Самарский государственный университет путей сообщения посетил первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Кобзев. В ходе визита топ-менеджер компании познакомился с работой межотраслевой лаборатории «Газомоторное и водородное топливо» и принял решение доукомплектовать лабораторию специальным оборудованием.
СамГУПС лаборатория визит Кобзева С.А..jpg
Как рассказал руководитель лаборатории «Газомоторное и водородное топливо» Алексей Муратов, до конца года железнодорожники передадут университету устройство для получения водорода из воды за счет солнечной энергии - электролизер. Полученный чистый водород будет применяться на силовых установках для проведения исследований по газомоторной и водородной тематике.
Сейчас водород в лаборатории получают в результате химической реакции в генераторе водорода, на что требуются затраты электроэнергии. Для питания электролизера на крыше лаборатории будут установлены панели солнечных батарей. После установки электролизера и солнечных панелей получение водорода станет менее энергоёмким.

В настоящее время ученые лаборатории совместно с Куйбышевской железной дорогой приступили к реализации проекта по созданию системы получения водорода на борту тепловоза и дальнейшему его использованию в качестве топлива силовой установки, который подразумевает разработку бортового генератора.
В бортовом генераторе при гидролизе алюминия образуется водород, минуя устройства накопления водорода (баллоны, блоки хранения водорода и т.п.), он подается непосредственно напрямую в энергетическую установку. Тем самым происходит процесс преобразования энергии твердого топлива алюминия в газообразное, по принципу «применения водорода без водорода на борту транспортного средства», что позволяет повысить безопасность работы локомотива путем полного отказа от баллонных систем хранения водорода.

В долгосрочной перспективе планируется также создание автоматической системы управления подачей и получения водорода, а также разработка компоновочной схемы тепловоза, работающего с использованием водородного топлива.
«Данный научно-технический задел является и может стать базовой предпосылкой для дальнейших научно-исследовательских работ, посвященных перспективам использования водородного топлива на железнодорожном транспорте, в частности в локомотивном комплексе ОАО «РЖД». Сформирована заявка в план научно-технического развития ОАО «РЖД» - «Комплекс научно-исследовательских работ по переоборудованию силовой установки тепловоза для эксплуатации с использованием водородного топлива», - пояснил Алексей Муратов.

Совместно с ООО «Дизельавтоматика» (г. Саратов) успешно завершён комплекс научно-экспериментальных исследований по тематике: «Проведение определительных испытаний работающего в режиме газодизельного цикла тепловоза ТЭМ2, оборудованного системой управления подачей газа и дизельного топлива СУДМ.03».
В лаборатории установлены отвечающие всем современным требованиям системы безопасности – пожаротушения, воздухоснабжения, энергообеспечения и т.д. Лаборатория оборудована эффективной системой хранения и подвода газомоторного топлива, позволяющая использовать метан в качестве моторного топлива для экспериментальных дизельных установок, установленных в лаборатории.

По словам Алексея Муратова, предпосылки создания такой лаборатории формировались с 2005 года. За это время учеными СамГУПС был выполнен ряд прикладных и фундаментальных исследований по переводу транспорта на альтернативные виды топлива. Получено более 100 охранных документов на технические решения в этой области, нашли признание результаты исследований на многих международных конференциях, проводимых на базе ведущих российских вузов и организаций.

Развитие и дооснащение лаборатории «Газомоторное и водородное топливо» актуально и соответствует российской повестке по водородной тематике. Так, сегодня в стране готовятся к реализации несколько пилотных проектов, связанных с использованием водородной энергетики. Так, например, планируется строительство водородного кластера на Сахалине для развития производства, потребления и экспорта водорода.
Кроме того, в начале сентября на площадке Восточного экономического форума ОАО «РЖД», правительство Сахалинской области, Госкорпорация «Росатом» и АО «Трансмашхолдинг» подписали протокол о признании проекта по запуску поездов на водородном топливе целесообразным. В ОАО «РЖД» реализуется проект по запуску водородных поездов на острове Сахалин совместно с госкорпорацией «Росатом» и АО «Трансмашхолдинг». Дорожная карта проекта предусматривает, что в 2023 году должен быть введён в опытную эксплуатацию первый состав, а в 2024-м – начнутся пассажирские перевозки.

Пресс-центр
07.09.2021

Возврат к списку