Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
МЕНЮ
Сведения об образовательной организации + Образование + Наука + Международная деятельность + Культура и спорт + Контакты +
Версия для слабовидящих
EN

СамГУПС: газомоторная техника – приоритет для транспортной отрасли

В этом году компания «Синара-Транспортные Машины» (СТМ) разработала четырехосный локомотив ТЭМГ1 мощностью 1200 л.с., который использует в качестве топлива сжиженный природный газ (СПГ).
В начале октября СТМ заключила контракт с нефтехимической компанией ООО «Газпром нефтехим Салават» (входит в холдинг ПАО «Газпром») на поставку 12 локомотивов модели ТЭМГ1. Первый тепловоз приступит к работе уже в начале 2020 года. Приобретение новых локомотивов промпредприятиями входит в государственную программу по развитию рынка газомоторного топлива. Новый тяговый подвижной состав с использованием СПГ особенно актуален для северных широт. Конструктивные особенности ТЭМГ1 позволяют на холостом ходу использовать только один двигатель, а второй подключается при запросе, что обеспечивает большую безопасность и меньший расход топлива по сравнению с тепловозами с одним двигателем в силовой установке.

45c7683629c9c80820addddd5b1747cf (2).jpg

Наша справка:
ТЭМГ1 — тепловоз с электрической передачей, маневровый, работающий на газе, тип - 1. Производство с 2019 года на Людиновском тепловозостроительном заводе. Тепловоз оснащен двумя газопоршневыми двигателями, с высокой ремонтопригодностью узлов за счёт модульной компоновки. Локомотив оборудован системой видеорегистрации для трансляции изображения с камер в кабину машиниста.
Отметим, холдинг «Синара-Транспортные Машины» является активным участником государственной программы по использованию природного газа в качестве моторного топлива на железнодорожном транспорте. Эта работа в компании ведется с 2012 года, новые контракты на поставку локомотивов более активно внедрять экологически безопасный транспорт в реальный промышленный сектор.

Газомоторное топливо – новый драйвер развития

По мнению учёных СамГУПС, повышение цен на нефть и исчерпание ее мировых запасов вынуждают искать альтернативные виды топлива. Одним из них является природный газ (по разным оценкам, в России сосредоточено от 30 до 50% мировых запасов этого вида топлива). Среди преимуществ газомоторной техники по сравнению с дизельным тяговым подвижным составом специалисты называют в том числе возможность существенного снижения эксплуатационных затрат за счёт использования более дешёвого топлива (стоимость СПГ в два раза ниже стоимости дизельного топлива), повышенный срок эксплуатации и многократное снижение вредных выбросов. Отметим, одной из задач «Энергетической стратегии ОАО «РЖД» является обеспечение 25–30% замещения дизельного топлива природным газом к 2030 году.
Развитие газомоторного транспорта позволит отрасли транспортного машиностроения осуществить переход к серийному выпуску подвижного состава нового класса, а это уже реальные перспективы дальнейшего развития этого направления локомотивостроения, совершенствования конструкции и появления ещё более совершенных моделей.

DSC02475.jpg

Самарский государственный университет путей сообщения «держит руку на пульсе» развития газомоторной техники, уделяет самое пристальное внимание не только научной составляющей данного направления, но и подготовке специалистов, которым предстоит обслуживать и совершенствовать технику нового класса.

Так, в октябре этого года в СамГУПС состоялась III Международная научно-практическая конференция «ТРАНСПОРТ. ГАЗОМОТОРНОЕ ТОПЛИВО (ПРОБЛЕМЫ. РЕШЕНИЯ. ПЕРСПЕКТИВЫ)».
В своем обращении к участникам конференции ректор И.К. Андрончев подчеркнул, что «масштабное внедрение природного газа в качестве моторного топлива в транспортном комплексе России требует системного подхода к обмену профессиональными знаниями и опытом в области передовых газомоторных технологий», а также выразил уверенность в том, что конференция станет отличным подспорьем для формирования и совершенствования профессиональных компетенций молодых специалистов.

Первый проректор СамГУПС В.В. Асабин в своем докладе подробно остановился на том, что в рамках комплексного проекта «Научно-исследовательские разработки по конвертированию дизелей тепловозов на газомоторное топливо» выполнен целый ряд научных исследований, которые позволяют усовершенствовать разработанные технологии по применению газомоторного топлива на транспорте и довести эту область научных знаний до степени ее практической реализации и, в ближайшей перспективе, к коммерциализации в массовое производство и потребление в секторе транспортного комплекса.

По словам проректора по научной работе и инновациям СамГУПС М.А. Гаранина, актуальность применения газомоторного топлива напрямую связана с улучшением энергоэкономических и экологических показателей дизелей тепловозов. Основные аспекты применения газомоторного топлива определены в «Энергетической стратегии холдинга ОАО «РЖД» на период до 2030 года», в «Стратегии инновационного развития» и в «Программе инновационного развития» на период до 2020 года.

Заинтересованность к тематике конференции и перспективным разработкам СамГУПС проявили ведущие промышленные предприятия и отраслевые НИИ. Так, в конференции приняли участие представители руководства Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», ООО «Газпром трансгаз Самара», АО «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (АО «ВНИКТИ»), АО "Hаучно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" ("ВНИИЖТ"), ООО ППП «Дизельавтоматика» и транспортных университетов РФ.

По словам начальника отдела интеллектуальной собственности СамГУПС Л.С. Курмановой, основные темы докладов пленарного заседания были посвящены вопросам совершенствования технологических процессов сервисного, технического обслуживания и ремонта подвижного состава, внедрения новой техники и технологий при эксплуатации и ремонте локомотивов, разработки газодизелей, привлечения науки к решению различных вопросов, в частности, проблем развития инфраструктуры и обучения квалифицированного обслуживающего персонала. Заведующий отделом газового оборудования АО «ВНИКТИ» Д.И. Прохор отметил, что внедрение газа, как моторного топлива, позволяет снизить транспортные расходы, что отразится на конечной стоимости продукта. Главный научный сотрудник АО «ВНИИЖТ» Е.Е. Коссов пояснил, что внедрение и использование подвижного состава, работающего на газе, способствует не только снижению уровня затрат, но и обеспечивает требования Экологической доктрины РФ.

В рамках конференции была организована работа круглого стола по обсуждению вопросов о перспективах применения газомоторного топлива, о развитии газозаправочной инфраструктуры на транспортных предприятиях, а также о проектировании транспортных установок на газомоторном топливе. В дискуссии приняли активное участие директор НОЦ «Развитие» В.Н. Самсонов, директор ООО «Дизельавтоматика» В.В. Фурман, начальник службы технической политики КбшЖД В.А. Карпович, ученые СамГУПС. Участники круглого стола пришли к выводу о необходимости консолидации усилий в вопросах применения газомоторного топлива, таким образом, конференция стала востребованным деловым событием для транспортной отрасли, а также удобной платформой для взаимодействия ведущих предприятий и организаций, научные исследования которых станут основой в вопросе скорейшего перехода железнодорожного транспорта на газомоторное топливо.

По итогам конференции, ученым СамГУПС было поручено обеспечить продолжение работы по применению газомоторного топлива в транспортных энергоустановках при поддержке ОАО «РЖД», АО «ВНИКТИ», ООО ППП «Дизельавтоматика» с целью повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта и экономии энергоресурсов нашей страны.

Усиление связи науки и производства

DSC02611.jpg

И ещё одно событие стало знаковым в жизни университета в этом году. Так, в ноябре в рамках XII Международной научно-практической конференции «Наука и образование транспорту» было подписано Соглашение о сотрудничестве в области подготовки специалистов по качеству технологических процессов и бережливому производству с АО «Объединённая двигателестроительная корпорация» (входит в Госкорпорацию Ростех). Соглашение подписали ректор СамГУПС И.К. Андрончев и директор филиала ОДК «Научно-исследовательский институт технологии и организации производства двигателей» С.П. Павлинич.

Кроме того, в стенах университета была подписана Дорожная карта по реализации программы сотрудничества с ОДК.

Ученые СамГУПС участвуют в реализации проектов в интересах министерства транспорта Самарской области, ОАО «РЖД» и крупнейших региональных промышленных предприятий.Так, в настоящее время в университете разрабатывается проект модернизации тепловозных двигателей для работы на смесевом топливе (дизельное топливо и сжиженный природный газ). Реализуется проект организации многоуровневой экспертизы проектов (технологий) в рамках инновационной деятельности ОАО «РЖД» и ряд других проектов по запросам на инновации от Куйбышевской железной дороги. Одним из перспективных направлений научной деятельности вуза является разработка и применение газомоторной техники на железнодорожном транспорте.

Сотрудничество корпорации с университетом открывает новые возможности для повышения эффективности производственных процессов на предприятиях Госкорпораации Ростех. В ОДК существует целое направление исследований по наземной тематике, в том числе по газотурбинным и газомоторным технологиям. «В СамГУПС есть разработки, которые представляют интерес для ОДК. Потенциал вуза будет востребован. Речь идет о совершенствовании газотурбинного двигателя, конечная цель данной работы – повысить его эффективность и удешевить стоимость производства. Кроме того, мы заинтересованы в исследованиях новых источников энергии для газотурбинного двигателя, создании новых систем его энергообеспечения», - отметил С.П. Павлинич.

DSC02632.jpg

«В Дорожной карте реализации программы сотрудничества мы обозначили наиболее приоритетные направления деятельности с ОДК. Важно понимать, что наши совместные усилия направлены на усиление связи вузовской науки и производства. С подписанием соглашения создана юридическая основа для совместной работы. Это важно для развития нашего университета и поступательного движения вперёд в этом направлении», - сказал И.К. Андрончев.

Пресс-центр

Также читайте новости СамГУПС в социальных сетях :
17.12.2019

Возврат к списку