Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
МЕНЮ
Сведения об образовательной организации + Образование + Наука + Международная деятельность + Культура и спорт + Контакты +
Версия для слабовидящих
EN
Нии Энергии
В рамках НИИ сформированы отделения:
• отделение газомоторных технологий;
• отделение возобновляемых источников энергии;
• отделение энергоэффективности и энергосбережения.
Один из проектов – это «Повышение эффективности эксплуатации газотурбовоза ГТh 004 применением гибридной схемы тяги».
Технический результат достигается тем, что в двухсекционный газотурбовоз, содержащий две тяговые секции, дополнительно введена третья секция с тяговой аккумуляторной батареей мощностью не менее 5500 кВт/час из литий-полимерных элементов. Это позволяет повысить эффективность использования газотурбовоза.

Одним из ключевых направлений работы научно-исследовательского института энергии является разработка основ и механизмов развития рынка природного газа


Тенденции на рынке природного газа мира и России

Тенденции на рынке природного газа мира и России определяются прежде всего ролью природного газа в энергетике. Причем следует отметить, что роль и значение природного газа в энергобалансе мировой экономики постоянно возрастает. Это обусловлено как его высокой эффективностью в качестве энергетического ресурса и сырья для промышленности, так и повышенными экологическими характеристиками. Эта тенденция продолжится и в будущем. Она значительно усилится, если будут развиваться новые технологии и будет снижаться себестоимость сжижения природного газа и строительства новых магистральных газопроводов.



Рис. 1.1. Запасы российского газа

Что касается отечественной экономики, то в последнее время определилась необходимость принятия дополнительных мер по развитию внутреннего рынка природного газа России по следующим основным направлениям: стимулирование потребления природного газа, в том числе:
• стимулирование перехода потребителей на энергоэффективые и экологичные технологии выработки тепловой и электроэнергии, технологические процессы производства продукции с использованием природного газа;
• развитие газохимической отрасли, в частности производств крупнотоннажных пластмасс;
• развитие рынка газомоторного топлива;
• развитие рынка автономного энергообеспечения сжиженным природным газом.
• создание условий для модернизации и расширения газовой инфраструктуры, включая объекты транспортировки, хранения, реализации, малотоннажного производства СПГ, в том числе сжижения и регазификации природного газа;
• снижение (устранение) экономических, инфраструктурных и технологических барьеров для доступа потребителей на газовый рынок, включая запуск биржевых торгов газом с его поставкой потребителям напрямую с месторождений, предоставление права организациям, имеющим законодательно оформленный допуск, осуществлять проектирование и строительство сетей газораспределения;
• мероприятия по обеспечению экономически обоснованного ценообразования газа;
• увеличение объемов биржевой торговли газом.
На федеральном уровне в перечисленных мероприятиях и направлениях работы участвуют Правительство РФ, крупнейшие производители газа, Некоммерческое Партнерство «Российское газовое общество» (НП РГО). Среди основных результатов можно выделить следующие:
1. Принимается новая Энергетическая Стратегия РФ до 2035 г., утверждена Дорожная карта мероприятий по повышению доступности подключения к газораспределительным сетям. Находится на утверждении корректировка Генеральной схемы развития газовой отрасли (срок реализации которой продлен с 2030 до 2035 г.), в Минэнерго РФ завершается подготовка Концепции развития внутреннего газового рынка РФ.
2. В целях развития конкуренции при поставках газа и формирования обоснованного ценового индикатора для газа, реализуемого на нерегулируемом рынке, с 2014 г. организованы регулярные (каждый месяц) биржевые торги газом. В октябре 2015 г. также запущены торги газом с поставкой «на сутки вперед».
3. В рамках мероприятий по развитию рынка газомоторного топлива в 2015 г. принято постановление Правительства РФ об отмене государственного регулирования цены на газомоторное топливо, а также ряд нормативных документов, стимулирующих развитие заправочной сети на газомоторном топливе и перевод общественного транспорта на газомоторное топливо.
4. В сфере развития газохимической отрасли на государственном уровне поставлена задача увеличения производства крупнотоннажных пластмасс до 5,1 млн т/год.


Роль регионов и потенциал Самарской области

Инициативы и решения, принимаемые на федеральном уровне, могут быть эффективно и оперативно реализованы при создании необходимых условий и механизмов взаимодействия на уровне регионов РФ. Достаточно благоприятные условия для развития регионального газового рынка в качестве пилотной площадки сложились в Самарской области. Область исторически являлась и сегодня сохраняет позиции одного из лидирующих регионов Российской Федерации по показателям развития газовой отрасли.
Как было отмечено выше, по состоянию на начало 2016 г. уровень газификации Самарской области достиг 97,1 % при среднем показателе по Российской Федерации – 66,2 %. По территории области транспортируется 15 % общего объема добываемого в России природного газа.
Природный газ в Самарскую область поставляет ПАО «Газпром». Также технической возможностью поставок в регион располагают ОАО «Новатэк», ОАО «НК «Роснефть». Газораспределительная сеть области представлена более чем 100 газораспределительными станциями «Газпром трансгаз Самара» и распределительными газопроводами различных собственников, включая ООО «Волжская Газовая компания» (Группа «Газпром»), ООО «Средневолжская газовая компания» (независимая ГРО), ОАО «СызраньГаз» (независимая ГРО), а также находящейся в собственности области и муниципалитетов разветвленной сетью распределительных, межпоселковых и поселковых газопроводов.
Крупнейшими потребителями газа в Самарской области являются теплоэлектростанции Сызранская, Тольяттинская и Самарская. Крупные объемы газа потребляют предприятия Самарский промышленный кластер, Самарский автомобильный кластер, ЖКХ и население в регионе.
Кроме того, природный газ является сырьем для размещенных в регионе газохимических и газоперерабатывающих предприятий, таких как:
• ОАО «Тольяттиазот»;
• АО «Новокуйбышевская нефтехимическая компания», ЗАО «Нефтегорский ГПЗ» и ЗАО «Отрадненский ГПЗ» (Роснефть);
• ООО «Тольяттикаучук», ЗАО «Тольяттисинтез» и ООО «Биаксплен НК» (Сибур).
В последние годы газовая инфраструктура региона была существенно обновлена. Так, реконструированы магистральные газопроводы «Мокроус – Самара – Тольятти», «Старая Бинарадка – Ульяновск», «Похвистнево – Самара» и газопровод-отвод к г. Новокуйбышевску. В 2015 г. введена в эксплуатацию первая очередь реконструированного газопровода «Винтай – Самара». Также, на территории области были проведены крупномасштабные работы по газоснабжению инженерных и инфраструктурных объектов, необходимых для проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 г.
Что касается общей характеристики социально-экономического положения Самарской области, то оно напрямую имеет и будет иметь влияние на развитие рынка природного газа. Именно социально-экономические условия, сложившиеся в регионе, и будут определять его дальнейшее развитие. В свою очередь, рынок природного газа в данной работе видится как катализатор развития Самарской области. Конечно же как условие развития энергетики, а вместе с ней и как катализатор снижения издержек производства продукции на предприятиях Самарской области, снижение себестоимости производства. А это уже дает реальные конкурентные преимущества для предприятий Самарской области на общероссийском рынке. Этим будет повышаться конкурентоспособность Самарской области как субъекта Российской Федерации. Далее для целей настоящей работы и анализа такого рода факторов рассмотрим более подробно социально-экономическое состояние Самарской области в плане выявления категорий участников рынка газа, выявления факторов, сопутствующих его развитию.
Самарская область является высокоразвитым промышленным регионом России, занимает лидирующие места среди субъектов ПФО, является регионом-донором и имеет устойчивые тренды своего социально-экономического развития.
Переходя к характеристике региона, в первую очередь необходимо отметить его территориальные и климатические показатели:
- площадь территории области составляет 53,6 тыс. км;
- расстояние от г. Самары до федерального центра насчитывает 1098 км;
- климат умеренного пояса региона (атлантико-континентальный): средняя температура января (2015 год) составила –10,6 °С, а средняя температура июля (по состоянию на 2015 год составила +19,9 °С.
В области имеются муниципальные образования (по состоянию на 1.01.2015 года) в количестве 341, в том числе:
- муниципальные районы – 27;
- городские округа – 10 (Самара, Сызрань, Тольятти, Жигулёвск, Новокуйбышевск, Кинель, Отрадный, Октябрьск, Чапаевск, Похвистнево);
- городские поселения – 12;
- сельские поселения – 292.
Наиболее крупные города Самарской области (по оценке на 1 января 2015 г.):
- Самара – 1171,8 тыс. человек;
- Тольятти – 719 тыс. человек;
- Сызрань – 175 тыс. человек;
- Новокуйбышевск – 105,0 тыс. человек;
- Чапаевск – 72,8 тыс. человек.
Количество жителей региона (по состоянию 01.01.2016 г.) составила 3 206 тыс. человек. Это составляет – 2,2 % населения РФ и 10,8 % населения ПФО. По численности населения регион занимает 11 место среди регионов РФ и 4 место среди субъектов ПФО.
Самарский регион – это высокоурбанизированный регион, большинство жителей проживают в городской местности (80,2 % от количества жителей области).
Область является многонациональным регион с преобладанием русского населения – 85,6 % от общего количества населения, татар насчитывается – 4,1 %, чувашей – 2,7 %, мордвы – 2,1 % и др. Всего на территории региона проживают представители 157 национальностей и 14 этнических групп.
Плотность населения (на 01.01.2015 года) составляет 60,0 человека на 1 км2.
Возрастная структура жителей региона представлена в таблице 1.1.
По данным рейтингового агентства «ЭКСПЕРТ РА» за 2015 г. уровень развития трудового потенциала Самарского региона в рейтинге регионов РФ занимает 8 место, а среди регионов ПФО – 2-е, после Республики Татарстан.
Уровни экономической активности и занятости населения Самарской области превышают показатели по РФ и ПФО, а уровень безработицы ниже уровня среднероссийского значения и самый низкий среди субъектов ПФО (табл. 1.2).

Таблица 1.1
Возрастная структура жителей области

Структура

%

Старше трудоспособного возраста

26,1

Трудоспособного возраста

57,9

Моложе трудоспособного возраста

16



Таблица 1.2
Показатели трудовой активности населения Самарской области

Показатель

Самарская

область

РФ

ПФО

Уровень экономической активности населения

71,0

69,1

68,9

Уровень занятости населения

68,6

65,3

65,6

Уровень безработицы по МОТ

3,4

5,6

4,8



В таблице 1.3 представлена структура среднесписочной численности работников (ССЧ) по организациям области по видам экономической деятельности в 2015 году.
Обобщающим показателем уровня развития Самарской области служит валовой региональный продукт, характеризующий социально-экономическое развитие региона в целом (табл. 1.4).

Оценивая промышленный потенциал Самарской области, необходимо отметить, что здесь функционируют более 800 средних и крупных промышленных предприятий, а также более 5 тыс. малых предприятий. Доля промышленности в структуре ВРП составляет более 44 %. Промышленный комплекс региона включает в себя обрабатывающие, добывающие отрасли и энергетику. По итогам 2015 года регион занимает 5 место среди субъектов ПФО по количеству отгруженной продукции обрабатывающих производств, 4 место – по добыче полезных ископаемых, 2 место – по производству и потреблению электроэнергии, газа и воды.
В отраслевой структуре промышленности ведущие позиции имеют:
- производство транспортных средств – 22,9 %;
- добыча полезных ископаемых – 20,1 %;
- химическая промышленность – 13,9 %.

Таблица 1.3
Структура ССЧ по видам экономической деятельности в Самарской области

Виды экономической деятельности

Численность

работников

Обрабатывающие производства

20,8

Торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов общего пользования

17,5

Транспорт и связь

8,3

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

9,5

Образование

8,1

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

6,7

Строительство

7,4

Сельское хозяйство

6

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

3,1

Государственное управление и обеспечение военной безопасности,

социальное страхование Производство и распределение
электроэнергии, газа и воды

4,7

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

2,7

Финансовая деятельность

2,1

Гостиницы и рестораны

2,2

Добыча полезных ископаемых

0,9



Таблица 1.4
Динамика ВРП Самарской области

Показатель

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Валовой региональный продукт,

млрд. руб.


1048,5


1152,0


1221,7

в % к предыдущему году, в сопоставимых ценах

104,2

101,9

96,8



Структура промышленного комплекса Самарского региона в 2015 году представлена в таблице 1.5.

Таблица 1.5
Структура промышленного комплекса региона

Виды деятельности

%

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

20,1

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

8

Производство машин, оборудования и электрооборудования

6,8

Производство резиновых и пластмассовых изделий

2,5

Металлургическое производство

6,5

Химическое производство

13,9

Производство транспортных средств и оборудования

22,9

Производство нефтепродуктов

5,4

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

9,7

Производство прочих неметаллических минеральных продуктов

1,9

Прочие производства

2,2


Без учета автомобильной отрасли, индекс промышленного производства в регионе составляет 101,8 % по сравнению с 2014 года.
К отраслям специализации Самарской области относятся: авиакосмическое машиностроение, автомобилестроение и производство автокомпонентов, химия и нефтехимия.
Агропромышленный комплекс (АПК) Самарского региона – это многоотраслевая производственная система, где функционируют более 450 крупных и средних сельскохозяйственных предприятий; 2,4 тысячи фермерских хозяйств; 267,2 тыс. подсобных хозяйств и около 900 перерабатывающих пищевых организаций. В области насчитывается более 4 млн га земель сельскохозяйственного предназначения. Площадь сельхозугодий составляет – 3,8 млн га (7 % сельскохозяйственных угодий по ПФО). Общая доля продукции сельского хозяйства области в российском производстве составляет около 1,7 %, а в ПФО – 7,3 %. В структуре сельскохозяйственной продукции растениеводство составляет 58 %, продукция животноводства – 42 %. Общий объём финансирования АПК Самарского региона в 2015 году составил 5,2 млрд рублей.
Характеризуя демографическое развитие, необходимо отметить, что в 2015 году в регионе сложилась положительная динамика процессов воспроизводства населения. Продолжается рост рождаемости: в 2015 году родилось около 41 тыс. детей, что на 1,6 % больше, чем в 2014 году. Произошло незначительное уменьшение смертности граждан: в 2015 году умерло на 0,5 % меньше по сравнению с предшествующим периодом. Естественная убыль населения уменьшилась на 15,6 % до 4,7 тыс. человек.
Высокий уровень образования населения Самарского региона является основным фактором, определяющим конкурентоспособность области. По индексу образования регион занимает 9-е место в РФ.
Подготовка будущих специалистов в регионе производится по более чем 400 специальностям для 21 отрасли и видов экономической деятельности (табл. 1.6).

Таблица 1.6
Структура образования региона

Структура образования области

Количество

Общеобразовательные учреждения

717

Дошкольные образовательные учреждения

363

Учреждения интернатного типа

8

Государственные ВУЗы

17

Негосударственные ВУЗы

11

Филиалы ВУЗов

31

Учреждения среднепрофессионального образования

72



Рассмотренные положения показывают, что Самарский регион занимает устойчивые позиции по всем направлениям социально-экономического развития. В целом это характеризует положительно тенденции развития, а значит и актуальность развития рынка природного газа в Самарской области.
Для достижения целей в ходе выполнения настоящей работы был проведен также SWOT-анализ социально- экономического развития Самарского региона, по результатам которого определены сильные и слабые стороны области, возможности и угрозы, которые определяют длительные перспективы развития региона на период до 2030 года. (SWOT – это акроним слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы). Внутренняя обстановка Самарской области отражается в основном в S и W, а внешняя – в О и Т. Методология SWOT-анализа предполагает, во-первых, выявление внутренних сильных и слабых сторон фирмы, а также внешних возможностей и угроз, и, во-вторых, установление связей между ними).
Сильные и слабые стороны Самарской области определены по сравнению с регионами-конкурентами (субъкты ПФО) и общероссийскими тенденциями развития. Сильными сторонами региона являются:
1. Диверсифицированная экономика и кластерный набор промышленных структур. Экономика области – это одна из максимально диверсифицированных экономик регионов в ПФО и по РФ в целом. В области находятся все основные сферы экономической деятельности.
Особенностью области является многоотраслевая специализация:
- аэрокосмическое машиностроение;
- производство автомобилей и автокомпонентов;
- нефтедобыча и производство нефтепереработки;
- цветная и черная металлургия;
- химия и нефтехимия;
- электроэнергетика и производство электрооборудования;
- АПК и сельское хозяйство и пр.
Самарская область имеет высокий уровень кластеризации региональной экономики и обладает кластерным портфелем с потенциально высоким уровнем производительности труда. Основную роль в экономике региона играют нефтехимический и автомобилестроительный кластеры, а также самый высокотехнологичный кластер промышленности России – аэрокосмический, который создан предприятиями трех основных отраслей:
- ракетно-космического машиностроении;
- авиастроения;
- двигателестроения.
В регионе имеются все предпосылки для создания агропромышленного кластера, который будет включають сельское хозяйство и перерабатывающие производства, а также кластера строительства и производства строительных материалов, транспортно-логического кластера, газового кластера.
2. Высокая степень урбанизации населения и привлекательность региона для трудовой миграции. Самарский регион характеризуется большой степенью урбанизации в сравнении с другими субъектами РФ. Урбанизация влияет на подготовку кадрового потенциала региона, что подтверждается высокой степенью образованности и квалификации трудового персонала, а также способствует повышению и концентрации потребительского спроса в крупных городах области, что характеризует региональный потребительский рынок как один из наиболее привлекательных в РФ.
Самарский регион является привлекательным для трудовой миграции населения: на протяжении большого количества времени в регионе отмечен стабильный миграционный приток кадров. В структуре миграционного притока преобладают лица трудоспособного возраста.
3. Выгодное экономико-географическое положение региона. Область имеет выгодное территориальное расположение, которое обеспечивает доступ к большой части как российского, так и казахстанского рынков. Также у региона имеется стратегическая доступность к большинству крупнейших городов РФ: 10 российских городов-миллионников, включая федеральную столицу, расположены от Самары не далее чем на 1000 км. В радиусе до 500 км от Самары проживает порядка 25 млн человек, а в радиусе 1000 км – около 80 млн человек.
Самарский регион находится на пересечении главных транспортных путей РФ, обеспечивающих товародвижение в направлениях: Восток – Запад и Юг – Север. Транспортная сеть связывает города Самарской области со всеми субъектами Федерации РФ. Также по территории региона протекает крупнейшая водная артерия РФ – река Волга.
4. Разнообразное наличие полезных ископаемых, в большей части минеральное и углеводородное сырье. Полезные ископаемые региона представлены запасами минерально-строительного, горно-технического и горно-химического сырья.
В Самарской области насчитывается более 400 месторождений нефти, которые представлены нефтяными запасами высокого уровня качества. Самарский регион занимает 7 место среди субъектов РФ по количеству добычи нефти, в т.ч. газового конденсата.
Запасы горно-технического и минерально-строительного сырья расположены по всей территории региона, большая часть находится в ее восточной и центральной частях. На территории области имеются месторождения: самородной серы, горючих сланцев, битумных песков и др.
5. Благоприятные природно-климатические условия и значительное наличие рекреационных ресурсов. Область располагает благоприятными природно-климатическими условиями для развития сельского хозяйства, имеет уникальный природный ландшафт и водные объекты, способствующие развитию регионального туризма.
На территории региона находятся охраняемые природные территории федерального значения:
- национальный парк «Самарская лука»;
- национальный парк «Бузулукский Бор»;
- Жигулевский государственный природный заповедник им. И.И. Спрыгина;
- более 200 особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Национальный парк «Самарская Лука» и Жигулевский заповедник получили сертификат ЮНЕСКО об организации в РФ регионального комплексного Средне-Волжского биосферного резервата. Это накладывает определенные требования со стороны мировой общественности на видение и перспективы развития Самарской области с учетом экологических стандартов.
6. Благоприятный климат для деловой деятельности. В Самарском регионе имеются благоприятные условия для конструктивного выстраивания отношений бизнеса и общественности, созданы инструменты поддержки бизнеса, проводится работа по уменьшению административных барьеров.
В 2014 году Самарская область вошла в группу лидеров со средним уровнем социально-экономического развития и заняла 9-е место среди 83 субъектов РФ.
Слабые стороны Самарской области:
1. Относительно низкая инвестиционная активность и производительность труда в ключевых кластерах региона. Это является одним из сдерживающих факторов экономического развития Самарской области (определяется соотношением объемов ВРП и числа занятых в экономике). Даже несмотря на то, что численность занятого населения соответствует среднероссийским показателям, регион отстает на 12 % от общероссийских показателей выработки на одного занятого.
Низкая производительность труда имеется в автомобилестроительном и аэрокосмическом кластерах. В большей мере низкая производительность труда в регионе обусловливается использованием на ряде предприятий недостаточно эффективных и устаревших и технологий, а также преобладающим выпуском продукции, которая уступает по новизне и потребительской ценности внешним конкурентам.
2. Недостаточный уровень инновационной активности. Несмотря количество на выданных патентов, по числу которых Самарский регион превышает большинство субъектов РФ, область отстает по внедрению инноваций от Московской области, Свердловской области, Республики Татарстан. Удельный вес предприятий, внедряющих технологические инновации, в общем числе предприятий по Самарской области в 2015 году составил 5,1 %, что ниже, чем в большинстве регионов ПФО.
3. Недостаточная степень развития транспортно-логистической инфраструктуры. Уровень развития и состояние дорожной и транспортной инфраструктуры Самарского региона не соответствует требованиям развития региональной экономики: состояние федеральной трассы М-5 «Урал», на участке между г. Самара – г. Сызрань, не обеспечивает требуемых условий прохождения пассажиропотоков и грузопотоков.
Исчерпана пропускная способность дорожной и уличной сети в крупных городах области. Имеющиеся терминальные, логистические и складские помещения не перекрывают всех потребностей региона.
Недостаточный уровень развития транспортной и логистической инфраструктуры препятствует использованию конкурентных преимуществ области и развитию Самара – Тольяттинской городской агломерации.
4. Экологические ограничения региона. Область оказывает большую техногенную нагрузку на окружающую среду региона. Рост количества автомобилей негативно влияет на состояние атмосферы. Несмотря на большую обеспеченность области водными ресурсами, большинство из них испытывают большую техногенную нагрузку.
5. Слабый уровень развития инфраструктуры социальной сферы и наличие острых социальных проблем. Несмотря на положительную степень экономической активности населения, уровень образованности и квалификации рабочей силы, область отстает от среднероссийских значений показателей в части охвата услугами спортивных и культурных организаций. Социально-значимой проблемой области является высокая распространения ряда заболеваний, в частности, наркомании и ВИЧ-инфекции. Степень наркотизации в регионе в 2015 году составила 494,7 чел.
на 100 тыс. населения (в РФ – 227,2 чел., а в ПФО – 243,8 чел.). Степень зараженных ВИЧ-инфекцией в 2015 году составила 1373,5 случаев
на 100 тыс. человек населения (в РФ – 541,8 случаев). Сейчас наблюдаются заметные сдвиги в лучшую сторону по этим показателям. Построены спортивные и культурно-массовые объекты и это не могло не сказаться на показателях области в лучшую сторону.
6. Зависимость регионального бюджета от деятельности крупных промышленных предприятий. На территории Самарского региона размещен ряд крупнейших предприятий промышленности России, в частности, аэрокосмической, автомобилестроительной, химической, нефтегазовой и нефтехимической отраслей. Ряд предприятий имеет системообразующий характер функционирования региональной экономики. Наибольшую зависимость региональный бюджет испытывает от уровня финансового положения «АВТОВАЗ» и связанных с ним поставщиков. Значимыми для бюджета являются предприятия нефтехимической и нефтедобывающей промышленности.
Главные возможности развития Самарского региона:
1. Увеличение объемов деятельности рынков в ПФО и Республике Казахстан. Географическое расположение области создает значительный потенциал для повышения сбыта продукции, производимой в регионе. По прогнозу до 2030 года объем потребительского рынка в ПФО увеличится более чем в 3 раза к уровню 2012 года, а в Казахстане – более чем в 2 раза.
2. Рост объемов внешних инвестиций, в т.ч. иностранных за счет реализации потенциала повышенной конкурентоспособности. Новые возможности для повышения инвестиций в регион связаны с реализацией достаточно имеющегося потенциала конкурентоспособности области, что подтверждается ее позицией в рейтинге конкурентоспособности регионов РФ (область занимает 5 место)[42].
3. Развитие деятельности малого и среднего предпринимательства в промышленном секторе и сфере услуг. Система поддержки в развитии малого и среднего предпринимательств, а также благоприятный бизнес-климат является основными факторами успеха в социально-экономическом развитии региона, повышения его конкурентноспобности в долгосрочном периоде. Предпринимательство Самарской области имеет большой потенциал по созданию новых рабочих мест, способствует снижению уровня социальной напряженности в регионе и уровня безработицы, создает предпосылки для повышения налоговых поступлений в региональный и местные бюджеты.
4. Развитие деятельности Самара – Тольяттинской агломерации в регионе. Агломерация дает региону возможность по сохранению и повышения уровня конкурентоспособности региональной экономики, также дальнейшего развития регионального потребительского рынка.
5. Развитие условий деятельности транспортно-логистического кластера Самарской области. Выгодное транспортное и географическое положение региона, близость к крупным потребительским рынкам РФ, Республики Казахстан формирует новые возможности для развития транспортно-логистического кластера области.
6. Рост эффективности производства по видам экономики деятельности за счет политики импортозамещения. Режим экономических санкций ряда западных стран и США, введенных в отношении экономики РФ в 2014 году, бурно активизировал процессы импортозамещения. На уровне Федерации запланированы мероприятия по содействию импортозамещению, которые создают новые возможности развития экономики регионов. Участие Самарского региона в реализации мероприятий импортозамещения способствует повышению объемов промышленного производства и сельского хозяйства за счет повышения регионального спроса на продукцию региональных предприятий и сельскохозяйственных производителей.
Основные угрозы для развития экономики Самарского региона:
1. Снижение уровня конкурентоспособности товаров и услуг основных кластеров региона. Функционирование ключевых кластеров – аэрокосмического и автомобилестроительного подвержено ряду системных и отраслевых рисков: анализ показывает, что уровень спроса на отечественные автомобили за последние годы имеет устойчивое понижение. Доля отечественных автомобилей в структуре реализации на российском рынке уменьшилась с 21 % в 2012 году до 17 % в 2015 году. Кроме этого, отсутствие внимания к неконкурентным продуктам создает угрозы и для аэрокосмического кластеров области. Выпускаемые в Самарской области в настоящее время двигатели НК-33 и НК-25 разработаны еще в середине 1960-х годов, а все вновь создаваемые двигатели являются их модификацией.
2. Усиление конкуренции за привлечение инвестиций со стороны регионов РФ. Данная угроза актуальна для развития автомобильной промышленности Самарской области. Кроме конкуренции с иностранными производителями автомобилей, область испытывает конкуренцию со стороны других субъектов РФ за объемы привлечения прямых иностранных инвестиций, создавших на своей территории новые производства автомобилей. Основные конкуренты Самарского региона – это Калужская область и г. Санкт-Петербург.
3. Понижение числа лиц трудоспособного возраста. В долгосрочном периоде будет сокращаться численность трудоспособного возраста, которая связанна с «демографической ямой» 1990-х годов. К 2030 году по сравнению с 2014 годом количество граждан трудоспособного возраста по прогнозам уменьшиться на 5 % и приведет к понижению количества экономически активного населения в регионе.
4. Снижение уровня развития институциональной среды в РФ. Ухудшение институциональной среды в РФ является системным экономическим риском и имеет негативное влияние по привлечению инвесторов в Самарскую область. В рейтинге уровня качества институциональной среды различных стран (Global Competitiveness Report, 2014) позиция РФ находится на 97 месте, а по факторам качества институциональной среды ниже среднемирового уровня.
5. Наличие рисков техногенных катастроф в регионе. На территории Самарской области находится большое количество нефтехимических, химических предприятий, а также предприятий металлургической, нефтегазовой и энергетической отраслей, отраслей тяжелого машиностроения, создающих риск возникновения техногенных катастроф, который связан с выбросом вредных веществ в сточные воды, почву и атмосферу.
6. Уменьшение объемов инвестиций и срыв проектов из-за неблагоприятных ситуаций на международном уровне. Кризис в экономике России. Экономика Самарской области имеет большую зависимость от внешних факторов влияния; валютный курс, цена на нефть, внешний спрос на продукцию региональных товаропроизводителей, платежность баланса, устойчивость банковской системы РФ и др. Все эти факторы ухудшают социально-экономическую ситуацию в регионе, снижают инвестиционность активность.
Таким образом, Самарская область характеризуется развитостью инфраструктуры в транспорте и переработке газа, а также в газохимии, наличием крупнейших предприятий газовой отрасли и крупных потребителей природного газа во многих отраслях промышленности. Это подтверждает потенциал Самарской области по реализации энергообеспеченности на основе природного газа.


Актуальность разработки основ и механизмов развития рынка природного газа для Самарской области

Актуальность темы исследования определяется проблемами и задачами, стоящими перед субъектами экономических отношений, осуществляющими свою деятельность на газовом рынке России.
Интегрированность российской газовой промышленности в мировую торговлю газом обусловливает её подверженность влиянию общемировых тенденций развития, которые характеризуются процессами глобализации и либерализации энергетических рынков, происходящими на фоне растущей потребности в топливно-энергетических ресурсах. Актуальной проблемой современного этапа мирового экономического развития является повышение эффективности потребления энергоресурсов, в т.ч. и природного газа.
Совокупный спрос на российский газ формируется из объёмных показателей экспорта газа, которые определены в контрактах на условиях «take-or-pay», и спроса на газ на внутреннем рынке, который задан показателями баланса газа, утверждаемого ежегодно федеральным органом исполнительной власти.
Отличительной особенностью газовой промышленности является длительный инвестиционный цикл. Это приводит к тому, что в краткосрочном периоде существуют технологические ограничения по оперативному увеличению предложения природного газа на внутреннем и внешнем рынке. Поэтому особую актуальность приобретают задачи, направленные на повышение эффективности управления спросом на газ на внутреннем рынке, т.к. это является необходимым условием для обеспечения национальной энергетической безопасности и укрепления позиций российской газовой промышленности на внешних рынках.
Современный этап развития российского рынка газа характеризуется высокой степенью государственного регулирования, которое проявляется:
- в управлении поставками газа российским потребителям через утверждение федеральным органом исполнительной власти баланса газа по России, правил поставки газа и иных нормативных документов, определяющих порядок его использования;
- в регулировании оптовых цен и тарифов на газ и определении общих принципов и методов ценообразования;
- в управлении операционной и инвестиционной деятельностью ОАО «Газпром» на правах крупнейшего акционера.
Исключительное положение регулируемой отрасли в составе рыночной экономики страны, сохранение естественно-монопольного положения ОАО «Газпром» на внутреннем рынке в сочетании со слаборазвитой системой рыночных механизмов внутри отрасли породили целый комплекс негативных явлений. Отсутствие гибкой системы цен на газ и установление государственным регулятором их уровня без учёта потребительских свойств природного газа привели к низкому уровню эффективности его использования, деформированию топливно-энергетического баланса страны в целом и у некоторых потребителей. В связи с этим актуальной является задача по совершенствованию механизма ценообразования на газ в целях создания инструмента управления спросом на него.
Анализ передового зарубежного опыта свидетельствует о том, что управление спросом на газ должно основываться, с одной стороны, на рыночных принципах с учётом национальной специфики, а с другой стороны, воздействие на спрос должно обеспечить решение общегосударственных задач социально-экономического развития и исключить необоснованный ввод ограничений на поставку газа для нужд потребителей. Управление спросом на газ может осуществляться в нескольких направлениях: правовое, организационное, экономическое и технико-технологическое. Самым результативным направлением воздействия на спрос является экономическое, основным элементом которого является система цен.
В настоящее время цена на газ на внутреннем рынке определяется с использованием затратного метода ценообразования. С учётом дальнейшей либерализации российского рынка газа актуальной является задача по поиску новых подходов к установлению цен на газ, дифференцированных по сегментам рынка, и обеспечивающих не только компенсацию эксплуатационных и инвестиционных затрат производителю (поставщику) газа, но эффективное управление спросом на газ.
Развитие регионального рынка газа позволит получить дополнительный импульс в развитии промышленности Самарской области, укрепить позиции в газохимической отрасли и экономики региона, привлечь дополнительные инвестиции в регион, а для Правительства Российской Федерации на примере конкретного региона отработать механизмы ускоренного целенаправленного роста и координации развития газового рынка.
Первым этапом может стать разработка региональной программы развития внутреннего рынка природного газа Самарской области (для Газпрома и области актуально снижение задолженности за потребленный газ), разработка которой позволит обоснованно определить цели, задачи и ресурсы для развития регионального рынка газа, приоритизировать мероприятия, установить исполнителей и сроки осуществления мероприятий, контрольные показатели и организационно-правовые механизмы реализации программы.
Для организации разработки и мониторинга реализации региональной программы, а также для координации взаимодействия с федеральными органами власти необходимо создать рабочую группу для управления проектом, включающую экспертов газовой и газохимической отраслей, экономистов, специалистов в области права, экономики, финансов и налогообложения.

Анализ энергетических рынков

В рамках данного направления сегодня создаются принципиально новые подходы к анализу динамики развития газовой промышленности России, иных государств, глобальной энергетики в целом и в контексте изменений в мировой экономике [3, 4, 5].
Исследования в области энергетических рынков включают в себя обширный спектр задач, таких как:
• анализ и оценка достигнутого уровня и структуры газопотребления;
• анализ и прогноз развития рынков газа;
• прогнозирование динамики развития энергетических рынков в условиях неопределенности;
• исследование ценообразования на газовых рынках;
• анализ фактической загрузки и технического состояния Единой Системы Газоснабжения;
• построение прогнозных схем потоков газа и др.
С учетом всех инвестиционных планов в Самарской области очень важна синхронизация планов предприятий в различных отраслях.



Рис. 2.2. Доля России в мировом потреблении и производстве газа

Мероприятия для раздела:
◦ обоснование перспективного спроса на газ и другие энергоресурсы, анализ эластичности спроса на энергоресурсы;
◦ разработка мультиагентных, динамических, стохастических, имитационных и оптимизационных моделей локальных, региональных, страновых и мировых энергетических рынков;
◦ маркетинговые исследования энергетических рынков как в условиях рыночного ценообразования, так и государственного регулирования;
◦ обоснование тарифов и формул ценообразования на энергетические ресурсы.

Системные исследования и экономико-математическое моделирование

Системные исследования и экономико-математическое моделирование необходимы для проведения полноценного анализа экономических объектов, позволяют составить экономический прогноз развития хозяйственных процессов, способствуют принятию эффективных управленческих решений в газовой сфере. И конечно же важны особые условия, присущие Самарской области.
Задачи и мероприятия раздела:
◦ экономико-технологическое моделирование и оптимизация развития газовой отрасли основных бизнес-сегментов и процессов; анализ системных эффектов и рисков, системный анализ функционирования, а также моделирование различных сценариев развития Единой Системы Газоснабжения (ЕСГ) России и Самарской области на долгосрочную перспективу;
◦ формирование инвестиционной стратегии развития систем газоснабжения с учетом факторов риска, а также сопровождение и развитие компьютерных моделей оптимизации потоков углеводородов;
◦ анализ и моделирование вариантов мировых поставок СПГ и участие в них Самарской области;
◦ разработка моделей и автоматизация различных технико-экономических расчетов, используемых для принятия решений о развитии и функционировании ЕСГ на территории Самарской области;
◦ участие в разработке целевых программ по развитию газового рынка Самарской области;
◦ разработка математических моделей и алгоритмов для оперативного диспетчерского управления потоками газа в Самарской области, а также программных средств, реализующих эти модели и алгоритмы.
Организационно-экономическая модель (ОЭМ) и инструменты формирования и развития региональных нефтегазовых кластеров представляются в данной работе наиболее предпочтительными путями решения проблемы развития рынка газа в Самарской области. Кластерный подход к развитию территорий быстро распространяется в большинстве стран мира на государственном уровне. Развитие кластеров становится неотъемлемым элементом инновационной политики государства.
Организационно-экономическая модель (ОЭМ) газового кластера Самарской области состоит в предположении, что организация эффективного функционирования кластерной политики Самарской области сопоставляется с экономической и социальной деятельностью в целом и, как следствие, определяет основу концептуальных, стратегических решений по модернизации экономики Самарской области.
При построении организационно-экономической модели газового кластера Самарской области необходимо учесть следующие аспекты:
1. Конкурентоспособность ресурсов кластера – это интеллектуальные, финансовые, материально-технические, информационные, кадровые и другие виды ресурсов.
2. Взаимосвязь участников кластера на базе общего вида деятельности обусловлена отраслевой структурой региональной газовой промышленности.
3. Создание внутри кластера рыночной конкурентной среды обеспечивает эффективное развитие и функционирование участников кластера и кластера в целом, а также возможность кластера влиять на внешнюю среду.
4. Конкурентоспособность процессов, осуществляемых в кластере, определяется эффективностью организации процессов развития направлений деятельности, научной деятельности, а также процессов управления. Конкурентоспособность результатов функционирования кластеров определяется из конкурентоспособности инновационных услуг, продуктов, результатов интеллектуальной деятельности, научных решений, идей и достижений. Конкурентоспособность внутренней среды функционирования кластера складывается из организационно-управленческой, нормативно-правовой, социальной, культурной, информационной и других сред.
5. Эффективность взаимодействия элементов кластерных структур определяет эффективность кластера.
7. Расширение возможностей аутсорсинга и партнерства при осуществлении совместных проектов возможно благодаря росту доверия между участниками кластера.
Согласно организационно-экономической модели формирования и управления региональным газовым кластером (рис. 2.3), предлагаемой в данной работе, формирование кластера представляет собой совокупность различных элементов, которые связаны экономическими, институциональными, административными и технологическими взаимоотношениями.


Рис. 2.3. Организационно-экономическая модель формирования газового кластера Самарской области

Модель структуры газового кластера Самарской области (рис. 2.4.) состоит из стандартных для кластерной политики элементов:
• предприятия газового сектора экономики области;
• органы государственной власти и управления;
• институты развития Самарской области и инфраструктурные компании;
• научные и образовательные учреждения области и России.


Рис. 2.4. Модель структуры газового кластера Самарской области

Следует отметить, что предприятиям малого и среднего бизнеса в кластере уделяется особое внимание. Главные условия для предприятий – это то их географическая близость, наличие партнерских и конкурентных связей между ними, возможность взаимного дополнения друг друга в цепочке создания стоимости продукта и т.д.
Чтобы сформировать и выстроить политику развития газового кластера Самарской области необходимо провести анализ стратегии
(рис. 2.5) и тактики (рис. 2.6).
Деятельность предприятия газового сектора или его подразделения можно представить в виде части общей цепочки видов экономической деятельности кластера, создающей ценность для потребителя. В этой цепочке раскрываются функции участников как преобразователей потока ресурсов в ценность для потребителя. Концепция цепочки добавленной стоимости позволяет выявить места увеличения прибыли:
• связь с поставщиками;
• связь с потребителями;
• связи внутри предприятия;
• связи между цепочками ценностей подразделений внутри предприятия и т.д.



Рис. 2.5. Этапы стратегического анализа развития газового кластера