Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
МЕНЮ
Войти Сведения об образовательной организации + Образование + Наука + Международная деятельность + Культура и спорт + Контакты +
Версия для слабовидящих
EN

Кадровое обеспечение железнодорожного транспорта в Приволжском федеральном округе


Транспорт имеет особое стратегическое значение для Российской Федерации. Он является основой экономики, обеспечивая связь между регионами. Устойчивое развитие железнодорожного транспорта позволит создать условия для обеспечения лидерства России в мировой экономической системе.


Для своего успешного развития железные дороги России нуждаются в обеспечении большим числом специалистов различных профессионально-квалификационных групп. Это обусловлено требованиями к безопасности и единой технологии перевозочного процесса. Быстрые темпы обновления отрасли требуют эксплуатации технически сложных систем и высокотехнологичного оборудования. Для этого требуются работники, обладающие специальными навыками и знаниями, необходимыми практическими компетенциями.


В настоящее время подготовку работников железнодорожной отрасли в России осуществляет сеть университетов путей сообщения. Они подведомственны Федеральному агентству железнодорожного транспорта (Росжелдор). Сеть состоит из 9 университетских комплексов. Она включает более 60 филиалов, расположенных в границах 16 региональных центров корпоративного управления (филиалов ОАО «РЖД»). Вузы реализуют образовательные программы всех уровней: среднего профессионального образования (СПО), всех видов высшего образования (ВО), подготовки научных кадров и дополнительного профессионального образования (ДПО). Общая численность обучающихся по программам ВО и СПО составляет более 150 тыс. чел.


Рис. 1. Зона стратегических интересов  Самарского государственного университета путей сообщения

В основе реализации образовательных программ университетскими комплексами лежат:

    - «Концепция развития кадрового обеспечения железнодорожного транспорта Российской Федерации на период до 2020 и 2030 г.»;

    - «Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года» [1];

    - «Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» [2].


В современных условиях задача кадрового обеспечения железнодорожного транспорта имеет ряд основных характеристик:

    - необходимость обеспечения надёжности перевозочного процесса;

    - инновационность, требующая заблаговременной, опережающей подготовки кадров под будущие задачи;

   - большая линейная протяжённость сети железных дорог и, как следствие, большое количество удаленных станций, расположенных в малых населенных пунктах.


В 2016 году стартовал процесс реформирования филиальной сети вузов Росжелдора. На рис.1 представлена схема, соответствующая задачам реформирования. Из рисунка видно, что университетский комплекс СамГУПС присутствует в регионах: Самарской, Саратовской, Пензенской, Оренбургской, Кировской и Нижегородской областях. А также в республиках: Башкортостан, Татарстат, Чувашия, Удмуртия и Мордовия. Республика Марий-Эл и Ульяновская область не имеют филиалов и выделяются на карте двумя островками.


Линейную протяженность сети железных дорог необходимо учитывать при кадровом обеспечении через территориальное закрепление выпускников. Особенностью работы сети вузов, подведомственных Росжелдор, является подготовка обучающихся с линий. Такие студенты проходят обучение по договорам о целевой подготовке.


После обучения выпускники возвращаются на линию, в том числе и в удаленные населенные пункты. Следует отметить, что большинство специальностей и направлений подготовки традиционно выбирают юноши. Это обусловлено спецификой работы железнодорожного транспорта. Более, чем две трети работников холдинга ОАО «РЖД» - мужчины. Доля юношей на отдельных специальностях укрупненной группы 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» близка к 100 %. Например, специальность 23.05.03 «Подвижной состав железных дорог». В этой связи важно наличие в вузе специальностей и направлений подготовки, востребованных не только для юношей, но и для девушек. Это позволит обучающимся за время обучения создать семью и вернуться для работы в удаленный населенный пункт.


Таким образом, Университет, помимо стратегической задачи кадрового обеспечения железнодорожного транспорта выполняет еще одну, не менее важную задачу. Это задача привлечения трудоспособного населения в сельскую местность. Учитывая высокие темпы урбанизации и отток трудоспособного населения из малых городов и сёл, задача является актуальной.


В настоящее время по данным [3] имеет место существенный отток населения из малых городов, таких как Орск, Алатырь, Рузаевка, Ртищево. Наблюдается отток в первую очередь молодого трудоспособного населения [4]. Молодежь не желает оставаться в малых городах. Между тем эти населенные пункты являются узловыми железнодорожными станциями. Для устойчивого развития отрасли необходимо наличие рынка труда. Спектр работников, востребованных в данных пунктах высок. Востребованы специалисты для различных хозяйств: путевого, управления движением, локомотивного, вагонного, электроснабжения, автоматики и телемеханики, связи и др.


При этом выпускники транспортных вузов имеют существенное преимущество по сравнению с выпускниками других вузов. Это преимущество заключается в особом характере «карьерограммы выпускника» (рис.2). Карьерограмма выпускника – это описание оптимального движения специалиста по карьерной лестнице. Она дает формализованное представление о том, какой путь может пройти специалист для того, чтобы получить высокий социальный статус. Карьерограмма составлена на основе оценки подготовки выпускников, типовых схем профессионально-квалификационного продвижения и обратной связи от выпускников университета за более чем 40-летний период.


Рис. 2. Карьерограмма выпускника Университета.jpg

Движение по карьерной лестнице выпускника университета путей сообщения таково, что уже на 3 уровне карьеры местом работы выпускника становится крупный населенный пункт, внеклассная станция (Самара, Пенза, Сызрань, Уфа, Нижний Новгород, Саратов, Казань и др.). Это возможно в том случае, если сразу после окончания Университета молодая семья уезжает в статусе «молодых специалистов» на линию. Это может быть небольшой населённый пункт - станция Куйбышевской, Приволжской Горьковской, или Южно-Уральской железных дорог.


Таким образом, к моменту когда дети в семье молодых специалистов подрастают и появляется потребность в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе, семья возвращается в крупный город. Это хорошо видно из построенной карьерограммы.


Следует отметить, что для Самарского государственного университета путей сообщения примеров движения выпускников от второго уровня до четвертого достаточно много. Имеются случаи достижения выпускниками Университета и пятого уровня [5] (Лапидус Б.М., Шайдулин Ш.Н.).  


В рамках исследования разработан алгоритм поддержки принятия решения о наличии филиала в населенном пункте (рис.3). Алгоритм основан на трёх параметрах, определяющих востребованность филиала:

   - наличие регионального центра корпоративного управления (филиала холдинга ОАО «РЖД»);

   - наличие крупного железнодорожного узла - наличие внеклассной станции в населенном пункте;

   - наличие поддержки со стороны железной дороги в присутствии в филиале уровней высшего образования.


Анализ существующей филиальной сети позволяет сделать следующие выводы в отношении филиальной сети СамГУПС с учётом алгоритма (рис.3):

1.     Открытие программ ВО в г. Саратове с лицензированием их по полному циклу. Это было сделано в 2016 году.

2.     Отказ от реализации программ ВО в г. Орске. Ликвидация филиала в г. Орске. Перераспределение контингента и передислокация учебно-лабораторной базы из г. Орска в г. Оренбург. Сокращение   работников, перевод части работников в г. Оренбург и г. Самару. Усиление материально-технической базы филиала в г. Оренбург до уровня высшего образования.

3.     Отказ от реализации программ ВО в г. Уфе. Перераспределение контингента из г. Уфы в г. Оренбург и г.Самару. Сокращение работников, перевод части работников в г. Оренбург и г. Самару.

4.     Открытие филиала в г. Нижнем Новгороде для реализации программ ВО и СПО. Лицензирование образовательных программ ВО по полному циклу. Это было сделано в 2017 году.

5.     Открытие филиала в г. Кирове для реализации программ СПО.

6.     Ликвидация филиала в г. Рузаевке. Перераспределение контингента и учебно-лабораторной базы из г. Рузаевки в г. Нижний Новгород и г. Самару.


7.     Развитие филиалов ВО до филиалов полного цикла.

Представленная карьерограмма выпускника обосновывает необходимость наличия в университетах путей сообщения укрупненной группы специальностей 38.00.00 «Экономика и управление». Целевая аудитория данной группы – девушки. Отсутствие гендерного дисбаланса обучающихся в университетах крайне важно. Это позволит молодым специалистам после создания семьи уехать на удаленные станции. Стабильность является фактором удержания выпускников в малых городах.


Представленный алгоритм поддержки принятия решения о наличии филиала в населённом пункте может быть использован при развитии филиальной сети. Критериями, определяющими необходимость наличия филиала в регионе, являются:


      - наличие железнодорожных узлов в регионе (густоты железнодорожных линий), данный критерий определяет формирование спроса в регионе;

      - население пунктов, в которых планируется наличие филиала

      - наличие региональных центров корпоративного управления (РЦКУ) – филиалов холдинга ОАО «РЖД», данный фактор позволяет оценить потребность в выпускниках высшего образования;  

      - поддержку потенциального работодателя.


Алгоритм является гибким, поскольку даже при отсутствии филиала ОАО «РЖД» в населённом пункте, можно обосновать необходимость наличия филиала, реализующего программы высшего образования. В этом
Рис. 3. Алгоритм определения востребованности филиала.jpg случае принятие решения основывается на поддержке работодателя.


Оптимизация филиальной сети СамГУПС позволит сбалансировать подготовку кадров для железнодорожного транспорта в Приволжском федеральном округе. Оптимизация позволит перераспределить спрос на образовательные программы: в Оренбурге – за счет Орска, в Нижнем Новгороде и Саратове  – за счет Рузаевки. Поддержка программ высшего образования в Оренбурге и Уфе со стороны работодателя позволит развиться филиалам полного цикла.


Предлагаемая филиальная сеть является целостной, сбалансированной и соответствующей рынку образовательных услуг Приволжского федерального округа на текущем этапе реформирования отрасли.


Существующая филиальная сеть университета формировалась в период с 1973 по настоящее время и обусловлена следующими процессами:

   - преобразованием учебно-консультационных пунктов (УКП) в филиалы;

   - созданием филиалов Университета под потребности железных дорог и их отделений;

   - вхождением железнодорожных техникумов в университетские комплексы.


Существующая филиальная сеть в части уровней высшего образования сформирована до начала реформирования МПС и отражает отделенческую структуру железной дороги:

   - Рузаевское и Башкирское отделение Куйбышевской железной дороги,

   - Оренбургское и Орское отделения Южно-Уральской железной дороги).


Данная сеть не отражает существующей потребностей железной дороги. Переход к безотделенческой структуре дорог снизил потребность в выпускниках высшего образования в Орске и Рузаевке, сохраняя потребность в Уфе и Оренбурге.


Существующая филиальная сеть в части среднего профессионального образования сформирована под железнодорожные узлы и в настоящее время потребность в кадрах среднего профессионального образования существенно не изменилась.


Следует учесть также политику, реализуемую Министерством образования и науки РФ, согласно которой к филиалу вуза, реализующему образовательные программы высшего образования, предъявляются требования, аналогичные головному вузу. Это означает, что филиалы должны быть выпускающими.


Оптимизация филиальной сети СамГУПС позволит привести университетский комплекс в соответствие с потребностями работодателя. Кроме того оптимизация соответствует политике Минобрнауки РФ, все филиалы будут выпускающими.


Полученная филиальная сеть является целостной, сбалансированной, отвечающей потребностям работодателя. Филиальная сеть включает 10 филиалов, из которых 4 филиала реализуют программы ВО. Образовательные программы СПО реализуют все филиалы.

 

Литература

1.     Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года / Официальный сайт министерства транспорта РФ // Ресурсы Интернет http://www.mintrans.ru

2.     Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» / Официальный сайт открытого акционерного общества «Российские железные дороги» // Ресурсы Интернет http://doc.rzd.ru

3.     Города России // Ресурсы Интернет http://города-россия.рф

4.     Федеральная служба государственной статистики // Ресурсы Интернет http://www.gks.ru

5.     Российские железные дороги / Официальный сайт открытого акционерного общества «Российские железные дороги» // Ресурсы Интернет http://rzd.ru

 

Источник: Кадровое обеспечение железнодорожного транспорта в Приволжском федеральном округе Железнов Д.В., Волов В.Т., Гаранин М.А. Экономика образования. 2017. № 4 (101). С. 45-53.



Читайте «Новости СамГУПС» в социальных сетях

Вконтакте

Instagram

Facebook

05.09.2017

Возврат к списку