Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Сведения об образовательной организации + Образование + Наука + Международная деятельность + Культура и спорт + Контакты +
Версия для слабовидящих
Поиск EN

Рождение КИИТ


Филиал ВЗИИТ, КИИТ, САМамИИТ, СамГАПС, СамГУПС 

В 1967 году Куйбышевский филиал ВЗИИТа получил разрешение на строительство учебного корпуса, и вскоре весь коллектив подключился к участию в этой работе. Проводились субботники, воскресники, работа кипела. Помнится, на одном из собраний директор филиала Николай Сосевич сказал: - Считайте просьбы строителей моей личной просьбой!.. 

 Рабочий день директора начинался со стройки и здесь же заканчивался. Он проверял качество поставляемых материалов и, в случае необходимости, требовал замены. Он первым заметил грубые нарушения в технологии крепления перекрытий над библиотекой: в результате почти готовую работу пришлось переделывать. В декабре 1970-го учебный корпус (корпус №1) сдали в эксплуатацию, а уже в январе 1971-го распределяли учебные площади. На открытом партийном собрании было жаркое обсуждение темы. Николай Данилович попросил выступающих исходить из общих интересов и поблагодарил всех без исключения - за активную помощь в строительстве. Эта информации взята из Самарского областного государственного архива социально-политической истории (фонд 9214, опись 1, дело 1). А с благоустройством территории была целая эпопея. Чтобы преобразить переулок с «красноречивым» названием Безымянный, Николай Данилович отправился на Родину, и привез из Украины «спецбагаж» - саженцы пирамидальных тополей. Чтобы они прижились, сажать их надо было по особой технологии. И тут снова главным консультантом был Н. Д. Сосевич… Эти красивые тополя и поныне украшают фасад ЭТФ. А еще директор филиала любил сажать цветы и сам ухаживал за клумбами, разбитыми возле 3-го корпуса. 
 
 В филиале шла постоянная работа по совершенствованию учебной и материальной базы, улучшению кадрового состава. «С нуля» создавались лаборатории электроподвижного состава и автоматизации управления электроподвижным составом, электрических машин, строительных и железобетонных конструкций, технологии металлов, материаловедения. В коллектив пришли на работу к.ф.н., доц. Чураков Ю.Д., к.т.н., доц. Эльсер А.Я., к.т.н.,доц. Шабанов В.А. Все это, а также небольшое, но достаточное для первых наборов студентов общежитие (теперь корпус №4), позволило Николаю Даниловичу в конце 1970 года заявить в МПС о выполнении постановления Совета Министров СССР и возможности открытия дневного института.

 «Добро» было получено, но впереди были долгие согласования на разных уровнях. Сдвинуть дело с мертвой точки было непросто: ВЗИИТ и МИИТ тормозили открытие в Куйбышеве дневного института. Не было необходимой поддержки и в обкоме партии, и в МПС. Явных возражений не было: постановление Совета Министров нужно было выполнять, но перемены начались лишь после того, как направили обращение в ЦК КПСС. Вопрос на контроль взял зав. сектором железнодорожного транспорта. Во всей этой работе Николаю Даниловичу помогал руководитель партийной организации филиала Родионов В.Н. (последние факты взяты из его статьи в сборнике воспоминаний ,,Незабываемое”).

 К середине 1972-го было сделано всё, чтобы в Куйбышеве открылся дневной железнодорожный институт – это событие произошло в марте 1973 года. К огромному сожалению, открытие состоялось уже без Николая Даниловича: в августе 1972-го он скоропостижно скончался от сердечного приступа. Об этой утрате скорбили все, кто был знаком с этим удивительным человеком. Н. Д. Сосевич сделал так много хорошего и так много хотел еще сделать – и для людей, и для Куйбышевской железной дороги, которой посвятил почти 30 лет своей жизни!.. Руководство филиала перешло сначала к его заместителю Кану И.К., а затем к Шабанову В.А., который впоследствии стал первым деканом заочного факультета, объединившего филиал и все его УКП.

 Созданная под руководством Н. Д. Сосевича материальная, учебная, лабораторная база и высококвалифицированный педагогический коллектив обеспечили успешное функционирование учебного процесса для первого набора студентов дневного отделения двух специальностей: Управление процессами перевозок и Строительство железных дорог, Путь и путевое хозяйство.

 Затем пришли новые люди и началась новая история института, хорошо отраженная в сборнике ,,Тридцать лет в пути” и постоянно отражается в газете ,,Хроника’’. В частности, в 1998 году все УКП, в том числе и УКП, открывшийся в 1989 году в Орске, были преобразованы в филиалы. Они обладают хорошими материально-техническими базами, сплоченными педагогическими коллективами и учат студентов как по заочной, так и по дневной форме обучения, сохраняя лучшие традиции, которые были созданы в заочной системе образования.

 …Когда говорят, что КИИТ возник на пустом месте - это не что иное, как незнание истории нашего университета: прочный фундамент КИИТ заложен подвижническим трудом многих людей, которые заслуживают уважения тех, кто сегодня работает и учится в нашем вузе.