Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Основные сведения + Образование + Наука + Международная деятельность + Культура и спорт + Контакты +
Версия для слабовидящих
Поиск EN

Кафедра Локомотивы


Контакты


Адрес: ул. Литвинова 332А, корпус 7, 3-й этаж
Тел.: (846) 255-68-58
Почтовый адрес: 443066: г. Самара, 1-ый Безымянный пер., 18
E-mail: balakin@samgups.ru 

Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Балакин Андрей Юрьевич



О кафедре


В настоящее время кафедра "Локомотивы" готовит специалистов для эксплуатации и ремонта тягового подвижного состава железнодорожного транспорта. На кафедре ведется подготовка студентов очной и заочной формы обучения.

Кафедра создана 1 сентября 1973 года и первоначально носила название кафедры «Специальных дисциплин», на которой велись занятия по 256 дисциплинам. Первым заведующим кафедры был д.т.н., профессор Павлович Е.С. (1973-1984 г.г.). С 1975 года кафедра носит название «Подвижной состав и тяга поездов», а с 1976 года стала называться «Подвижной состав железных дорог». В 1974 году на кафедре проведен первый выпуск инженеров в институте в количестве 25 человек по заочной форме обучения. До 1990 года кафедра называлась ПСЖД, а с 1990 года и по настоящее время кафедра носит название «Локомотивы». 
 
Большой вклад в развитие кафедры внесли ее основатель д.т.н., профессор Павлович Е.С. и д.т.н., профессор Просвиров Ю.Е., который с 1981г. по 1984г. был исполняющим обязанности зав. кафедрой, а с 1984 года и по 2012 года заведующим кафедрой. С 2012 года и по настоящее время кафедрой заведует к.т.н., доцент Балакин А.Ю.

 

ПАВЛОВИЧ ЕВГЕНИЙ СТАНИСЛАВОВИЧ


(27.04.1927 – 25.09.2001 г.г.)



Павлович Евгений Станиславович


Павлович Евгений Станиславович родился 7 апреля 1927 года в семье машиниста паровоза. Место рождения – поселок при станции Купянск-Узловая Харьковской области. После окончания в 1949 году Харьковского института инженеров железнодорожного транспорта Е.С. Павлович работал на Томской железной дороге, где прошел путь от бригадира комплексной бригады по ремонту локомотивов в депо до начальника отдела службы локомотивного хозяйства.


В 1957 году он поступил в аспирантуру по специальности «Тепловозные двигатели внутреннего сгорания» Томского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта (ТЭМИИТа), и после ее окончания был оставлен для работы в этом вузе.


В январе 1962 года Е.С. Павлович защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук, в июле 1963 года он был утвержден в ученом звании доцента. Природный ум, организованность, производственный опыт, глубокие знания и широкий кругозор позволили Евгению Станиславовичу за очень короткий срок написать диссертацию на соискание ученой степени доктора наук, которую он с успехом защитил в июне 1969 года. А в сентябре 1971 года Е.С. Павлович был утвержден в ученом звании профессора.


После перевода ТЭМИИТа из Томска в Омск и образования Омского института инженеров железнодорожного транспорта (ОмИИТа) с 1962 по 1971 г.г. Евгений Станиславович работал в этом вузе старшим преподавателем, доцентом, профессором.


С октября 1971 года по апрель 1973 года Евгений Станиславович заведовал кафедрой «Автомобили и двигатели» Тольяттинского политехнического института, где в полной мере показал себя как способный молодой руководитель с высоким творческим потенциалом.


В апреле 1973 года Е.С. Павлович был утвержден ректором вновь созданного Куйбышевского института инженеров железнодорожного транспорта (КИИТа), и с мая 1973 года по сентябрь 1984 года возглавлял вуз. Ему приходилось в этот период решать очень непростые задачи: формирование научно-педагогического коллектива, становление лабораторной базы, профориентационная работа среди выпускников школ, завоевание позиций среди железнодорожных вузов страны. Со всеми поставленными задачами Евгений Станиславович успешно справился. Одновременно с обязанностями ректора Евгений Станиславович был заведующим кафедрой «Специальных дисциплин», на базе которой в 1975 году была сформирована кафедра «Подвижной состав и тяга поездов». С 1976 года кафедра стала называться «Подвижной состав железных дорог», а в 1990 году была переименована в кафедру «Локомотивы». Е.С. Павлович возглавлял кафедру до февраля 1985 года, а затем работал профессором кафедры по сентябрь 2001 года.


Более 50 лет Е.С. Павлович принимал активное участие в борьбе за научно-технический прогресс на железнодорожном транспорте. Работая в депо и в службе локомотивного хозяйства Томской железной дороги, он неоднократно выступал инициатором ценных начинаний по совершенствованию организации и технологии ремонта локомотивов, способствовал внедрению методов научной организации труда. В 1999 г. весомый вклад Е.С. Павловича был оценен присвоением ему звания Заслуженного деятеля науки и техники.


Работая ректором КИИТа, Е.С. Павлович много сил и энергии вложил в процесс становления и развития нашего вуза. Были созданы службы и подразделения, необходимые для нормального функционирования высшего учебного заведения, укомплектован штат профессорско-преподавательского состава, построены студенческое общежитие и учебно-лабораторный корпус, создан вычислительный центр. Бюро Куйбышевского обкома КПСС и Облисполком объявили ему благодарность за многолетнюю работу на посту ректора и открытие в г.Куйбышеве института инженеров железнодорожного транспорта.


За 52 года инженерно- производственной и научно-педагогической деятельности Е.С. Павлович опубликовал около 200 научных трудов, посвященных проблеме повышения эффективности использования локомотивов на железнодорожном транспорте.


Занимаясь последние 35 лет одной из актуальнейших проблем железнодорожного транспорта – повышением надежности тягового подвижного состава, Е.С. Павлович одним из первых разработал математические методы оценки надежности дизелей тепловозов, внес значительный вклад в становление теории надежности локомотивов как научной дисциплины. Он является соавтором первого ГОСТа по надежности тягового подвижного состава железных дорог.


Евгений Станиславович – один из основателей научной школы нашего вуза, основным направлением деятельности которой и на сегодняшний день является повышение надежности и эффективности локомотивов. В рамках этого научного направления под руководством Е.С. Павловича было подготовлено 20 кандидатов технических наук и 2 доктора технических наук.


Под руководством Е.С. Павловича и при его соавторстве издан ряд сборников научных трудов и учебных пособий. Несколько тысяч инженеров, подготовленных с его участием, трудятся на железных дорогах страны.


Евгений Станиславович поддерживал постоянные связи с локомотивными депо и службами локомотивного хозяйства железных дорог Сибири, Урала, Казахстана, Средней Азии и Поволжья, оказывал помощь производственникам в организации эксплуатации и ремонта локомотивов на научных основах. Его исследования по оптимизации межремонтных периодов тепловозов были внедрены в практику эксплуатации и ремонта локомотивов.


В разные годы Евгений Станиславович являлся действительным членом Российской академии транспорта (РАТ), председателем Самарского филиала Поволжского регионального отделения РАТ, который с его участием был преобразован в Самарское региональное отделение РАТ (СамРОАТ), возглавлял секцию железнодорожного транспорта СамРОАТ Российской академии наук.


Е.С. Павлович вел большую общественную работу. Более 10 лет подряд он избирался в состав партийного бюро и парткома КИИТа, членом Железнодорожного райкома КПСС и депутатом Железнодорожного районного Совета народных депутатов г. Куйбышева.


Е.С.Павлович награжден орденами Трудового Красного Знамени и Знак Почета, юбилейной медалью «За доблестный труд и в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», медалью «Ветеран труда» знаком «Почетный железнодорожник», знаком Минвуза СССР «За отличные успехи в работе», четырьмя нагрудными знаками и тремя именными часами Министерства путей сообщения СССР. За активное участие в работе по ускорению научно-технического прогресса имя ЕВГЕНИЯ СТАНИСЛАВОВИЧА ПАВЛОВИЧА занесено в Книгу Почета центрального правления НТО железнодорожного транспорта.


Е.С.Павлович являлся высококвалифицированным специалистом в области эксплуатации, технического обслуживания и ремонта подвижного состава железнодорожного транспорта. Им разработаны теоретические основы оценки эксплуатационной надежности тепловозных дизелей - основные понятия надежности, методы количественной оценки уровня надежности, проведены широкие исследования и расчеты характеристик надежности тепловозных дизелей. Е.С. Павловичем впервые были сформулированы понятия и проведены исследования взаимосвязи качества, надежности и технико-экономическом эффективности тепловозных дизелей, проведен теоретический анализ характеристик надежности и предложено определять безотказность дизелей по вероятности безотказной работы, вероятности отказа, параметру потока отказов и средней наработке на отказ; долговечность - по срокам службы (физическому, после постройки или ремонта и гарантийному), техническому ресурсу, межремонтным срокам, экономически целесообразному сроку использования; ремонтопригодность - по среднему времени восстановления, коэффициенту использования, простоя, готовности, затрат на техническое обслуживание и ремонт, ремонтоемкости.


Е.С.Павловичем предложено для оценки надежности в целом использовать два показателя: коэффициент надежности и удельные затраты на восстановление надежности с учетом потерь от отказов. В его научных работах были рассмотрены теоретические предпосылки и модели оптимизации показателей надежности, выведена аналитическая зависимость относительных затрат от межремонтного пробега.

Выдвинутые Евгением Станиславовичем научные идеи и полученные им научные результаты продолжают служение науке в работах его учеников.



ПРОСВИРОВ ЮРИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ


(19.06.1940-21.08.2012 г.г.)



ПРОСВИРОВ ЮРИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ



Просвиров Юрий Евгеньевич родился 19 июня 1940 года в городе Ростов-на-Дону. После окончания школы в 1957 году он начал свою трудовую деятельность учеником слесаря, а затем слесарем. С 1958 по 1963 годы Юрий Евгеньевич был студентом очной формы обучения Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта (РИИЖТ), который окончил с дипломом с отличием, получив квалификацию инженер-механик. По распределению после окончания вуза с 1963 по 1967 г.г. Юрий Евгеньевич работал инженером-конструктором на заводе "Сибэлектротяжмаш" в г. Новосибирске, а затем поступил в очную аспирантуру РИИЖТа.


Необычайная трудоспособность, настойчивость в достижении цели, бесценный производственный опыт и высокое качество подготовки в сочетании с любознательностью и живым природным умом позволили Юрию Евгеньевичу за короткий срок (3 года) написать диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук, которую он защитил в 1971 году. В 1973 году филиал Всесоюзного заочного института инженеров транспорта в г. Куйбышеве получил новый статус, на карте вузов СССР появился Куйбышевский институт инженеров железнодорожного транспорта (КИИТ), которому срочно потребовались молодые кадры.


Среди приглашенных специалистов был Ю.Е. Просвиров. С июля по декабрь 1973 г. Юрий Евгеньевич работал старшим преподавателем, а затем доцентом кафедры «Специальных дисциплин», на которой велись занятия по 256 дисциплинам. Первым заведующим кафедрой был д.т.н., профессор Павлович Е.С. (1973-1984 г.г.), первый ректор нашего вуза. В 1975 году на базе кафедры «Специальных дисциплин» была сформирована кафедра «Подвижной состав и тяга поездов», которая с 1976 года стала называться «Подвижной состав железных дорог», а в 1990 году была переименована в кафедру «Локомотивы». В 1974 году на кафедре был проведен первый выпуск 25 инженеров, обучавшихся по заочной форме.


На протяжении всего своего трудового пути Юрий Евгеньевич умело сочетал педагогическую и научную деятельность. С июля 1973 по сентябрь 1975 он был деканом, с 1981 по 1985 г.г. являлся исполняющим обязанности заведующего кафедрой, с июля 1985 года по август 2012 года бессменно руководил кафедрой. В 1976 году ему было присвоено ученое звание доцента, в 1992 году – ученое звание профессора, а в декабре 1999 года он защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук по специальности 05.22.07 – Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация.

Большое внимание уделял Юрий Евгеньевич созданию творческого педагогического и научного коллектива кафедры.


Благодаря его организаторским способностям были защищены диссертации сотрудниками кафедры: Д.Я. Носыревым (2000, д.т.н.), Е.М. Плоховым (1992, к.т.н.), Р.Г. Валиуллиным (1993, к.т.н.), В.В. Корбаном (1995, к.т.н.), И.К. Андрончевым (1995, к.т.н.), А.М. Доброносом (1996, к.т.н.), Ю.Д. Ермаковым (1997, к.т.н.), В.П. Криволаповым (1998, к.т.н.), М.В. Анаховой (1999, к.т.н.), В.С. Целиковской (1999, к.т.н.), В.В. Ивановым (2000, к.т.н.), С.И. Карягиным (2000, к.т.н.), А.И. Ганичевым (2001, к.т.н.). Таким образом был создан научный потенциал, позволивший при непосредственном деятельном участии Юрия Евгеньевича открыть в нашем вузе докторантуру по специальности 05.22.07 – Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация (2001 г.), совет по защите кандидатских (29.06.2001 г.), а затем и докторских диссертаций (08.07.2005 г.). Юрий Евгеньевич на протяжении 12 лет (2001-2012 г.г.) был председателем диссертационного совета, в котором за указанный период было защищено 5 докторских и 51 кандидатская диссертация, в том числе сотрудниками и аспирантами кафедры: А.Д. Росляковым (д.т.н., 2006), А.Ю. Балакиным (2002, к.т.н.), С.А. Бочкаревым (2002, к.т.н.), В.Н. Панченко (2002, к.т.н.), Т.В. Щербицкой (2002, к.т.н.), Е.А. Скачковой (2002, к.т.н.), В.А. Красновым (2003, к.т.н.), А.В. Салимовым (2004, к.т.н.), А.Н. Носовым (2004, к.т.н.), Г.Г. Киселевым (2005, к.т.н.), С.В. Коркиной (2005, к.т.н.), А.Л. Золкиным (2009, к.т.н.), А.В. Муратовым (2009, к.т.н.), Н.В. Чертыковцевой (2009, к.т.н.), В.В. Асабиным (2010, к.т.н.), С.А. Петуховым (2010, к.т.н.), А.А. Свечниковым (2010, к.т.н.), А.Н. Шмойловым (2011, к.т.н.), И.Н. Козменковым (2012, к.т.н.), Ю.Ю. Станововой (2012, к.т.н.). На основе научных исследований, выполненных под руководством Просвирова Ю.Е., было подготовлено и успешно защищено 15 кандидатских и 1 докторская диссертация.


Просвиров Ю.Е. являлся членом Ученого совета института транспортной техники и сооружений, членом Ученого Совета университета, председателем методической комиссии по специальности 190301 - Локомотивы, членом научно-методического Совета университета, членом научно-методического Совета специальностей 190301 и 190303 вузов Министерства транспорта РФ.


Просвиров Ю.Е. подготовил лично более 600 инженеров, многие из которых работают на руководящих должностях системы железнодорожного транспорта Российской Федерации. Полный список научных и учебно-методических трудов Юрия Евгеньевича содержит более 450 наименований и среди них – 3 учебника для вузов железнодорожного транспорта.


Большой заслугой Юрия Евгеньевича является открытие специальностей: «Локомотивы» - 1986 г., «Вагоны» - 1987 г., «Электровозы» - 1988 г., «Строительные дорожные машины» - 1997 г.


За время работы в университете Просвиров Ю.Е. был награжден памятным знаком «За ударный труд на Восточном участке БАМ» (1982 г.), знаком «За отличные успехи в работе в области высшего образования СССР» (1983 г.), ему было присвоено звание «Почетный железнодорожник» (1988 г.), «Ветеран труда» (1988 г.). В 2003 году Юрий Евгеньевич получил знак «За заслуги перед городом» II-й степени, в 2008 г.- нагрудный знак «Почетный работник транспорта России». Его заслуги были отмечены именными часами Министра путей сообщения, именными часами начальника Куйбышевской железной дороги, именными часами начальника Самарского метрополитена, почетной грамотой Министерства транспорта Российской Федерации, почетной грамотой МПС СССР. В 2009 году Приказом Министерства транспорта России Юрий Евгеньевич был награжден юбилейным нагрудным знаком «200 лет транспортному образованию России». С 2004 года он являлся действительным членом Российской академии транспорта.


55 лет неустанного труда и тысячи благодарных учеников, соратников, коллег, в каждого из которых Юрий Евгеньевич вложил частичку своей души – таков итог жизни этого ЧЕЛОВЕКА.