Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Основные сведения + Образование + Наука + Международная деятельность + Культура и спорт + Контакты +
Версия для слабовидящих
Поиск EN

Кафедра "Автоматика,телемеханика и связь на ж.д. транспорте"


Контакты


Адрес: г. Самара, ул. 1-й Безымянный пер., 18, ауд. 1203.

Телефоны: (846) 303-75-09

E-mailats@samgups.ru


Заведующий кафедрой: Гуменников Валерий Борисович, к.т.н., доцент




О кафедре


Приказом министра путей сообщения СССР Б.П. Бещева от 5 марта 1973 года был организован Куйбышевский институт инженеров железнодорожного транспорта (КИИТ) и утвержден план приема на дневное обучение в количестве 150 человек на две основные железнодорожные специальности «Эксплуатация железных дорог» и «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство».
Уже тогда ректор института, доктор технических наук, профессор Е.С. Павлович понимал, что необходимо расширять номенклатуру специальностей, и, учитывая острую потребность Куйбышевской железной дороги и других дорог региона в квалифицированных кадрах СЦБ и связи, открыть прием на специальность «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте».
Уже в 1974 году был проведен прием на дневное обучение по специальности «АТС на железнодорожном транспорте» в количестве 75 человек, а в июне текущего года прошел двадцать пятый, юбилейный выпуск наших специалистов.


В мае 1976 года приказом ректора КИИТа Е С. Павловичем были организованы электротехнический факультет и кафедра «АТС на железнодорожном транспорте».
На момент образования кафедры ее профессорско-преподавательский состав состоял из 5 человек:
- к.т.н. A.M. Веселов, декан электротехнического факультета;
- к.т.н. В.Б. Гуменников, заведующий кафедрой;
- к.т.н. А.Е. Дубинин;
- преподаватель В.Б. Леушин;
- преподаватель Н.Е. Федоров.


Трое из них работают на кафедре и в настоящее время, а А.Е. Дубинин стал доктором технических наук, профессором, заведующим кафедрой теории электрических цепей Поволжской государственной академии телекоммуникаций и информатики.


В 1976 году кафедра располагала одной учебной лабораторией площадью 60 м2, а основная часть лабораторных и практических занятий проводилась на производственной базе хозяйства сигнализации и связи Куйбышевской железной дороги.


К началу 1977/78 учебного года был введен в эксплуатацию новый учебный корпус, и площади учебных лабораторий кафедры увеличились сразу на 180 м2. Началось их активное оборудование реальной аппаратурой железнодорожной автоматики, телемеханики и связи.


Ректорат института решил, что в этот период кафедру должен возглавить производственник - железнодорожник, и на должность заведующего кафедрой в октябре 1977 года был назначен выпускник ВЗИИТа А.В. Лыков, работавший до этого главным инженером проекта института «Желдорпроект Поволжья». В марте 1982 года он был переведен на должность доцента кафедры, в сентябре того же года вернулся в «Желдорпроект», и с тех пор я являюсь бессменным заведующим кафедрой «АТС», ставшей для меня, без преувеличения, вторым домом.


В начале 80-х годов на кафедру пришли молодые кандидаты наук А.Д. Буштрук (ныне д.т.н., профессор) и Я.Н. Пугачев, обучавшиеся в целевой аспирантуре МЭИ; наш выпускник, работник службы сигнализации и связи, В.А. Овчинников; вернулись из аспирантуры МИИТа В.Б. Леушин и Н.Е. Федоров.


К этому времени учебные лаборатории кафедры были в достаточной степени оснащены современным оборудованием железнодорожной автоматики и телемеханики, и на повестку дня встал вопрос о развитии лабораторий связи.


В 1984 году институт возглавил д.т.н., профессор С В. Копейкин, при котором активизировалось строительство учебных корпусов, и в 1985 году площадь лабораторий кафедры увеличилась сразу на 220 м2. Началось активное оборудование этих лабораторий современной аппаратурой телефонной, телеграфной и многоканальной связи. В это же время был создан кафедральный класс персональных ЭВМ, один из первых в институте.


Учитывая растущие потребности железных дорог региона в специалистах связи и микропроцессорной техники, по инициативе кафедры и при активной поддержке ректора СВ. Копейкина и начальника Куйбышевской железной дороги Э.С. Поддавашкина в рамках специальности «АТС на железнодорожном транспорте» была открыта специализация «Микропроцессорные информационно-измерительные системы», и в 1987 году осуществлен первый набор студентов. Большую помощь институту в решении данного вопроса оказал заместитель министра путей сообщения B.C. Аркатов.
В 1990 году на дневном обучении открыта специализация «Системы передачи информации на железнодорожном транспорте» {на заочном обучении она существовала со времени образования кафедры).


Широкое внедрение на железнодорожном транспорте цифровых систем передачи информации и аппаратуры волоконно-оптической связи привело к необходимости подготовки специалистов соответствующего профиля, и в 2000 году начался набор студентов на специализацию «Волоконно-оптические линии и системы передачи информации».
Таким образом, до недавнего времени согласно федерального образовательного стандарта второго поколения на специальности «АТС на железнодорожном транспорте» имелись 4 специализации:
- 210701 «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте»;
- 210702 «Системы передачи информации на железнодорожном транспорте»;
- 210707 «Волоконно-оптические линии и системы передачи информации»;
- 210705 «Микропроцессорные информационно-управляющие системы на железнодорожном транспорте».


До 2007 года кафедра осуществляла подготовку инженеров по специальности «АТС на ж. д. транспорте», в 2007 году был организован набор на специальность «Метрология и метрологическое обеспечение», а в 2011 году - на направление подготовки бакалавриата «Стандартизация и метрология" и специальность «Системы обеспечения движением поездов».


Таким образом, на данный момент кафедра готовит выпускников
по специальности:
- 23.05.05 (190901.65) "Системы обеспечения движения поездов", специализация "Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте",
- 23.05.05 (190901.65) "Системы обеспечения движения поездов", специализация "«Телекоммуникационные системы и сети железнодорожного транспорта»
по направлению подготовки:
- 27.03.01 «Стандартизация и метрология» профиль «Метрология и метрологическое обеспечение»
В 2000 году институт возглавил бывший начальник Куйбышевской, а ныне начальник Южно-Уральской железной дороги А.С. Левченко, внесший большой вклад в дальнейшее развитие кафедры. Именно при нем площадь учебных лабораторий увеличилась еще на 180 м2, были созданы филиалы кафедры в подразделениях служб СЦБ и НИС Куйбышевской железной дороги, • общей площадью более 1000 м2 Развитию лабораторной базы по специализации 210707 способствовало заключение договора о творческом содружестве между кафедрой и строительно-монтажным поездом №854, являющимся генеральным подрядчиком по строительству волоконно-оптических линий связи на железных дорогах Поволжского региона.


На учебном полигоне академии построен пост электрической централизации и установлены необходимые для обучения студентов напольные устройства. Оборудование поста ЭЦ осуществляется при технической и финансовой поддержке службы СЦБ Куйбышевской железной дороги при активном участии начальника службы, выпускника кафедры, Н А. Кияткина.


В 2002 году Департамент сигнализации, централизации и блокировки МПС России выделил кафедре 5,1 млн. рублей для оснащения учебных лабораторий современным оборудованием интервального регулирования движения поездов. На эти средства заказана и к настоящему времени частично получена следующая аппаратура:
- Микропроцессорная централизация МПЦ-МПК;
- Микропроцессорная унифицированная система автоблокировки АБ-УЕ;
- Микропроцессорная система числовой кодовой автоблокировки АБ-ЧКЕ;
- Автоматизированная обучающая система (АОС);
- Учебный комплекс системы «Диалог»;
- Компьютерный тренажерный комплекс «БМРЦ на станциях». Использование данного оборудования, наряду с имеющимися, во многом уникальными, лабораторными установками, разработанными преподавателями кафедры и изготовленными силами студентов, позволит повысить уровень практической подготовки специалистов и обеспечит их скорейшую адаптацию на производстве.
Выделенные департаментом -средства позволили также закупить ряд современных приборов (осциллографы, генераторы, источники питания), парк которых, по известным причинам, не обновлялся с конца 80-х годов.


Высокое качество подготовки специалистов подразумевает не только современное оборудование учебных лабораторий и методическое обеспечение учебного процесса, чему на кафедре уделяется большое внимание, но и активную научно-исследовательскую работу, которая позволяет раскрыть творческий потенциал студентов и повышает квалификацию самого профессорско-преподавательского состава. Следует отметить, что в этом плане наша кафедра всегда занимала ведущие места в институте, а ныне - академии.


Исторически сложилось так, что в первые годы существования института костяк кафедры составляли выпускники и сотрудники Куйбышевского политехнического института, активно занимавшиеся научно-исследовательской деятельностью, и естественно, они явились основой для создания научного коллектива будущей кафедры. Первый хозяйственный договор под моим руководством был заключен в 1973 году, а с 1974 года мы начали тесно сотрудничать с Куйбышевской железной дорогой.
С середины 70-х и до конца 80-х годов объем научно-исследовательских работ кафедры составлял до 20% всех хоздоговоров института, в научно-исследовательской лаборатории работало до 15 научных сотрудников, результаты работ активно внедрялись в производство, как на железнодорожном транспорте, так и в других отраслях промышленности, в частности, оборонной.
Кстати, именно из этой лаборатории вышли кандидаты технических наук, доценты В.Б. Леушин, Н.Е. Федоров, Я.Н. Пугачев, доктор технических наук, профессор А.Ю. Буштрук, проректор по научной работе ЕМ. Тарасов и ряд других ведущих специалистов академии. Разработки кафедры демонстрировались на выставках различного ранга, награждались медалями ВДНХ.


Основными научными направлениями кафедры являются:
- Разработка адаптивных рельсовых цепей, инвариантных к изменению внешних условий;
- Разработка измерительно-регистрирующих комплексов для вагонов-лабораторий;
- Совершенствование существующих и разработки новых технических средств приемных каналов АЛСН и АЛС-ЕН;
- Разработка технических средств автоматизации повышенной эффективности и методов их оптимальной настройки;
- Разработка систем микропроцессорной централизации.
В настоящее время профессорско-преподавательский состав кафедры состоит из 25 человек: из них 4 доктора технических наук, профессора, и
14 кандидатов технических наук, доцентов.


В последние годы на кафедре активно работает аспирантура: профессоры В.Б. Гуменников, Е.М. Тарасов и В.Б. Леушин являются руководителями аспирантов и соискателей. За последние годы под научным руководством преподавателей кафедры успешно защищены кандидатские диссертации.
За годы своего существования кафедрой выпущено свыше 6000 специалистов, среди которых -практически все руководство Самарской дирекции связи и службы автоматики и телемеханики дирекции инфраструктуры Куйбышевской железной дороги, ряд руководителей линейных предприятий Южно-Уральской. Приволжской и Горьковской железных дорог. Особая гордость кафедры - начальник управления автоматики и телемеханики Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» В В. Аношкин, советник генерального директора, в прошлом главный инженер ОАО "Элтеэа», Н А Киятнин, заместитель главного инженера Куйбышевской железной дороги И Н.Звездин.
Высокий уровень профессиональной подготовки выпускников кафедры в значительной степени обусловливается тем, что фундаментом учебного процесса всегда были научные исследования, активно проводимые профессорско-преподавательским составом кафедры, сотрудниками научно-исследовательской и испытательной лабораторий.


На кафедре имеется 10 специализированных учебных лабораторий, общей площадью около 600 м2 и учебный полигон с действующим постом электрической централизации «ст. Литвиново». Балансовая стоимость оборудования превышает 12 миллионов рублей.


Большое внимание на кафедре уделяется подготовке научных и научно педагогических кадров и развитию научных школ университета. Красной нитью по судьбе профессора кафедры В Б Леушина проходит обучение студентов и аспирантов кафедры АТС. Ежегодно защиты дипломных работ под его руководством подтверждаются патентами на изобретения. Научные разработки В Б. Леушина внедрены по всей сети железных дорог, достижения его научной школы имеют мировое признание: проект аспиранта получил серебряную медаль на V Международном шоу изобретений IWIS-2011 (Польша, Варшава). Высокое звание профессора он подтверждает изданием книг и учебных пособий. Так, в 2011 г учебное пособие в соавторстве с доцентом Л.Б. Смирновой отмечено грамотой в номинации «За лучшее учебное издание профессионального цикла в области железнодорожного транс порта» на Международном конкурсе изданий для высших учебных заведений железнодорожного транспорта «Университетская книга - 2011» и др.


Научные достижения Е.М. Тарасова, выпускника кафедры по специальности АТС, 1980г. неразрывно связаны с историей становления кафедры, с момента поступления в аспирантуру и до настоящего времени. С 2014г. работает в должности проректора университета по связям с производством. Развитие научной школы под руководством Е.М. Тарасова идет по классической схеме: научное консультирование докторантов, обучение аспирантов, под его руководством успешно защищают диссертации не только сотрудники кафедры АТС, электротехники, электрического транспорта, но и производственного: так, в 2008г. защитили диссертации В.П. Мохонько (НГ Куйбышевской железной дороги), А.Е. Горбунов (НС Куйбышевской железной дороги), Е.Г. Моисеев (НС калининградской железной дороги) и др.


 
  
 Направления подготовки и специальности:


  •   190402  - «АТС на ж.д. транспорте»  
  •   200501  - «Метрология и метрологическое обеспечение» 


Методические указания: