Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Основные сведения + Образование + Наука + Международная деятельность + Культура и спорт + Контакты +
Версия для слабовидящих
Поиск EN

Учебно-методическое обеспечение


На кафедре «УЭР» имеется необходимое методическое обеспечение для подготовки специалистов по специальности 23.05.04 "Эксплуатация железных дорог" и направлению подготовки 20.03.01 "Техносферная безопасность": основная профессиональная образовательная программа (ОПОП), учебные планы, рабочие учебные планы, рабочие программы дисциплин учебного плана, которые закреплены за кафедрой.

Рабочие программы дисциплин имеют унифицированную структуру, включающую всю необходимую информацию для организации учебного процесса.

Содержание рабочих программ соответствует требованиям федерального государственного стандарта и ОПОП вуза. Анализ имеющегося методического обеспечения, индивидуальных планов преподавателей и планов работы кафедры показывает, что по основным дисциплинам учебного плана необходимое методическое обеспечение в виде планов лекций, практических и лабораторных занятий, заданий по курсовым проектам и работам, учебных пособий и других методических разработок имеется. Кафедра участвует в подготовке и издании методических разработок.

Учебная нагрузка по объему и видам распределяется в соответствии с квалификацией преподавателей, нормативными требованиями высшей школы и внутривузовскими нормами. Координация содержания различных циклов дисциплин обеспечивается советом образовательной программы по специальности. Кроме горизонтального структурирования учебного плана по циклам кафедра планирует и контролирует его вертикальную стратификацию по формированию отдельных взаимосвязанных компонентов профессиональной подготовки (практическая, экономическая, экологическая, математическая линии).

В учебном процессе используются обучающие и контролирующие программы, имеется программный инструментарий по подготовке и проведению тестового контроля. В компьютерном классе кафедры по специальному расписанию выделяется необходимое время для самостоятельной работы студентов.

Весь учебный процесс характеризуется высокой степенью компьютеризации. При выполнении лабораторных и курсовых работ, НИРС, в самостоятельной работе студентов используются современные инструментальные программные комплексы.

Кафедрой постоянно поддерживаются и укрепляются деловые связи с Куйбышевской, Приволжской, Южно-Уральской, Горьковской и Юго-Восточной Дирекциями управления движением. По согласованию с ними определяется тематика дипломного проектирования, базы производственной практики. Кафедра активно участвует в разработке и внедрении в учебный процесс новых форм, методов и средств обучения. Во все курсовые и дипломные проекты кафедры внедрены элементы научных исследований с применением ПК. Обучение будущих специалистов по использованию ПК кафедрой ведется на 2-5 курсах. Имеется библиотека разработанных кафедрой прикладных программ, обеспечивающих высокий уровень использования вычислительной техники.

Курсовое и дипломное проектирование организовано с выполнением всех основных требований и нормативов высшей школы. Все основные документы оформляются с соблюдением установленных норм и сроков. Тематика дипломных проектов актуальна, большинство из них завершаются разработкой реальных рекомендаций по совершенствованию организации перевозок, в основном на полигонах Куйбышевской, Южно-Уральской, Юго-Восточной, Приволжской и Горьковской железных дорогах. Преобладают такие направления дипломного проектирования как:

- выбор экономически целесообразных схем формирования, массы и длины составов грузовых поездов, отправляемых со станций Куйбышевской, Южно-Уральской, Юго-Восточной, Приволжской и Горьковской дирекций управления движением;
- технико-экономическое обоснование целесообразности назначения дополнительных пассажирских поездов;
- совершенствование работы грузовых и сортировочных станций;
- повышение скорости движения грузовых поездов на участках Куйбышевской железной дороги;
- организация работы участков и железных дорог в период предоставления «окон»;
- совершенствование организации вагонопотоков на участках полигонов Куйбышевской, Южно-Уральской, Юго-Восточной, Приволжской и Горьковской железных дорог;
- совершенствование организации местной работы; .


Качество подготовки специалистов

Кафедра активно взаимодействует с предприятиями различных форм собственности – потребителями специалистов. Основные формы сотрудничества: проведение практик, выполнение дипломных проектов, участие в совместных разработках, привлечение к педагогической работе ведущих специалистов.

Отзывы специалистов предприятий подтверждают хороший уровень подготовки инженеров специальности 23.05.04 и актуальность их выпуска для региона. Высокий уровень подготовленности выпускников подтверждается и тем фактом, что в настоящее время ряд выпускников занимают руководящие должности.

Государственная аттестация выпускников проводится в 1 этап - защита дипломного проекта. Дипломные проекты выполняются в области совершенствования организации перевозок на полигонах Куйбышевской, Южно-Уральской, Юго-Восточной, Приволжской и Горьковской железных дорог с доведением до реальных практических рекомендаций, технико-экономическое обоснование которых является обязательным условием защиты дипломных проектов.

С целью подготовки к реальному и с исследовательской частью дипломному проектированию кафедрой определяется тематика дипломного проектирования на 3-ем курсе. Студенты проходят производственную практику, в основном, на объектах будущей преддипломной практики и дипломного проектирования. Это позволяет им выполнить сбор и обработку необходимых исходных данных на местах прохождения практики в достаточном объеме для разработки и технико-экономического обоснования рекомендаций по совершенствованию технологии работы и технического оснащения станций и участков, повышению доходности грузовых и пассажирских перевозок в новых условиях хозяйствования.

К руководству дипломным проектированием кроме НПР привлекаются представители производства, что позволяет кафедре ежегодно выполнять реальные дипломные проекты.

Анализ дипломных проектов показывает, что проблематика их разнообразна и достаточно актуальна, как правило, в разработках используются современные технологии и программный инструментарий. Уровень выполнения проектов соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта по специальности 23.05.04.