Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Основные сведения + Образование + Наука + Международная деятельность + Культура и спорт + Контакты +
Версия для слабовидящих
Поиск EN

От москвы до куйбышева путь недолог


  Подготовка инженерных кадров для железнодорожного транспорта началась в Самаре в 1931 году. В июне 1931 года на базе Тягового факультета МИИТа был образован Московский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта (МЭМИИТ). 


  В этом же году этот институт открывает в Куйбышеве филиал, который вошёл в состав Учебного комбината, созданного на базе существующего железнодорожного техникума. Первый выпуск филиала инженеров- механиков по ремонту паровозов состоялся в 1934 году. В дальнейшем указанный филиал МЭМИИТа прекратил свое существование по экономическим причинам, а учебный комбинат снова стал называться железнодорожным техникумом (взято из статьи Ф.Козырева в газете «Хроника» - март 2003 года). В архивах железнодорожного техникума сохранились документы о создании и работе учебного комбината до 1935 года. Точных сведений о дате закрытии филиала МЭМИИТ в Куйбышеве нет. Но и после закрытия филиала оставались студенты, которые должны были доучиваться до выпуска, и поэтому обучение куйбышевских студентов и подготовка инженеров для Куйбышевской железной дороги продолжалась и после 1935 года. 


 7 марта 1951 года на основании постановления Совета Министров СССР на базе Московского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта был открыт Всесоюзный заочный институт инженеров железнодорожного транспорта (ВЗИИТ). Это было связано с острой нехваткой инженерных кадров в послевоенное время. Выпуск дневных ВУЗов сократился, студенты, которые в предвоенное время учились на дневных отделениях и не закончили их, через 4 года и по возрасту, и по семейным обстоятельствам уже не могли продолжать там обучение. Поэтому было принято решение о расширении заочной формы обучения, проводником которой стал ВЗИИТ. 


  Первым ректором ВЗИИТ (1951-1953г) стал Бочаров Николай Филиппович, который с 1936 по 1945 был ректором МЭМИИТ. Бразды правления от Б. Н. Бочарова позднее (1953-1958г) принял Быков Александр Петрович, выпускник МЭМИИТа. МЭМИИТ, дав стартовую площадку (здание, учебно-материальную базу) для ВЗИИТа, в 1954 году снова вошёл в состав МИИТа в качестве одного из его факультетов. 


 В разных регионах страны были открыты филиалы и учебно-консультационные пункты (УКП) ВЗИИТ, где работающая молодежь могла получать инженерное образование без отрыва от производства. 


 В филиалы и УКП с лекциями и консультациями выезжали квалифицированные преподаватели, организовывалась доставка специальных вагон-лабораторий - для проведения лабораторных работ, приема зачётов и экзаменов. Насколько остро стояла потребность в инженерных кадрах свидетельствует тот факт, что уже в 1952 году в Куйбышеве были организованы подготовительные курсы с контингентом около 50 человек, из которых 25 человек поступили во ВЗИИТ на разные специальности. Эта группа студентов училась в достаточно трудных условиях, без необходимой помощи и по взиитовским направлениям сдавала курсовые экзамены и зачеты в местных вузах. 


 12 декабря 1953 года в Куйбышеве был открыт Учебно-консультационный пункт (УКП) с контингентом 200 человек. Первым начальником УКП была Лаврентьева А.П., затем ее сменил Кривошеев Е.А.. Для УКП выделили две небольшие комнаты в здании на пересечении улиц Спортивной и Красноармейской, где размещался Желдорпроект. Занятия проходили в железнодорожном техникуме, техникуме транспортного строительства (на ул. Фрунзе) и в единственной аудитории УКП. Первыми штатными преподавателями были Маркович О.Ф. и Тезикова Г.И. Первые выпуски студентов, обучавшихся в УКП, проходили во ВЗИИТе и были небольшими: 1957 год -10 человек, 1958 год -15, и 1959 год - 19 человек. 


 20 февраля 1962 года на основании приказа Министра путей сообщения Бещева за №1 от 2 января 1962 года на базе дорожной технической школы, УКП был преобразован в Куйбышевский филиал ВЗИИТа, с подчинением ему двух УКП в Уфе и Пензе с общим контингентом в 1800 человек. Ему были выделены два здания: учебный корпус (в последствии корпус № 3), в котором до этого размещалась Дортехшкола, и общежитие для студентов (в последствии корпус № 4).