Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Основные сведения + Образование + Наука + Международная деятельность + Культура и спорт + Контакты +
Версия для слабовидящих
Поиск EN

СамГУПС - история создания


Памяти Николая Даниловича Сосевича – директора филиала ВЗИИТ, на базе которого был создан наш вуз, посвящается


 Директором филиала ВЗИИТ был назначен Николай Данилович Сосевич. Его детство прошло в небольшом украинском городе Первомайске. Окончил Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности инженер-механик паровозного хозяйства. Работал сначала мастером, затем начальником цеха паровозо-ремонтного завода. В 1940 году был назначен в Луганск инспектором Наркомата путей сообщения (позже МПС). А когда началась Великая Отечественная война, его переводят в Уфу, затем в Омск и Куйбышев. С 1945 по 1949 год Николай Данилович – начальник локомотивного депо стации Куйбышев, а с 1949 по 1962 год – начальник локомотивной службы Куйбышевской железной дороги. Несмотря на огромную загруженность, он поступает в аспирантуру и успешно заканчивает её. Следующей ступенью для совершенствования профессиональных знаний стали Высшие инженерные тепловозные курсы. 


В памяти тех, кому посчастливилось работать рядом с ним, он навсегда останется как прекрасный организатор, энергичный, талантливый руководитель, строгий и в то же время справедливый и добрый человек. Николай Данилович постоянно работал над созданием материально-технической базы филиала. Но главной мечтой его было – открытие в Куйбышеве дневного института. Об этом он говорил на всех уровнях с первых дней своего назначения на должность. 9 мая 1963 года вышло постановление Совета Министров СССР о создании в Куйбышеве института инженеров железнодорожного транспорта и он, с присущей ему энергией и целеустремленностью, взялся его выполнять. Лаборатории Дортехшколы не соответствовали требованиям института. Необходимую лабораторную базу создавали молодые завлабы и лаборанты: Асабина Н., Гохзингер И.Л., Иванов А.П., Леушин В.Б., Афанасьев Г.А., Алёшин А., Журавлёв С., Мокшанов А. и другие. В этой работе большую помощь им оказывал Н.Д. Сосевич, авторитет которого среди руководителей управления и отделения Куйбышевской железной дорог был огромен. За короткое время «из ничего» были созданы лаборатории физики, электротехники, электрических машин, химии, теоретической и прикладной механики, кабинеты начертательной геометрии, философии и истории. 


 Созданная лабораторная база полностью обеспечивала учебный процесс по всем специальностям на первых трёх курсах и еще долго служила не только студентам заочной формы обучения, но и преподавателям, и студентам дневного отделения созданного позже КИИТа. Учебный процесс немыслим без учебной литературы. Буквально с нуля создавалась библиотека филиала. К 1973 году ее фонды насчитывали более 100.000 экземпляров учебной, научной и художественной литературы. В этом - большая доля заслуг ее директора Черновой Э.С. 


 Из преподавателей, приглашенных из разных вузов, постепенно создавался педагогический коллектив. Николая Даниловича интересовали не только ученые звания и заслуги претендентов, но и их моральные качества, добросовестность в работе. Случайные люди, как правило, здесь не задерживались. Это было время, когда во взаимоотношениях ценилась честность, порядочность, воспитанность, образованность, культура. Людям, которые самоотверженно трудились, он создавал все условия, в том числе и бытовые. С помощью руководства Управления дороги, службы НГС, начальником которой в то время был Путько Ф.Г., все сотрудники филиала, нуждающиеся в жилье, получали благоустроенные квартиры. 


 Говоря о личных качествах Николая Даниловича, можно сказать, что он казался иногда суровым - а это была требовательность в отношении к работе, казался мрачным - а это была озабоченность при выполнении каждодневных задач, казался ,,сухарем” - а за этим скрывалось душевное одиночество… Когда он попал с очередным инфарктом в больницу, то радовался как ребенок, что его навестили коллеги. Заявлял, что ему нельзя болеть, потому что очень много еще надо сделать. И «сбегал» из больницы, а затем и из санатория - раньше срока. Среди тех, кто составил основное ядро педагогического коллектива, были талантливый математик и прекрасный педагог Бахрах Моисей Григорьевич, молодые преподаватели Рогачевская Т.Н., Трофимова Л.А., Крутяков И.А., Тезиков В.В., Тезикова Г.И., Коваленко Т.В., Васильченко Л.М., Венчакова Л.Т., а также опытные педагоги, имеющие ученые степени кандидатов наук и должности доцентов - Смирнов В.Н., Петрушина Н.М., Кан З.В.– выпускница МЭМИИТа, Кан И. К., Цфас Б.С., Дембинский Г.В., Шишкин А.А., Никонов Б.Н., а также старшие преподаватели Афанасьева Л.С., Родионов В.Н. и Бахрах М.В. 


 По штатному расписанию у директора филиала был заместитель по учебной работе. Первое время им был Кривошеев Е.А., который с 1959 года был начальником Куйбышевского УКП. Всем надолго запомнился сменивший Кривошеева Е.А. энергичный организатор Воскресенский Ю.А. Затем, до конца существования филиала, на должности «зама» плодотворно работал Кан И.К. В его подчинении был методический отдел, в составе которого трудились Перегончая А.П., Горохова В.К., Есина Т.И., Волкова Г. П.. Работой отдела кадров руководила Домнина Н.Ф.. АХО возглавлял Овчинников М.И, добросовестность которого во многом помогла становлению материально-технической базы филиала. С большим уважением сотрудники относились к главному бухгалтеру Дегтяревой Е.И. и её помощнице Ивановой Л.В. Научной и методической работой руководили кафедры ВЗИИТа. Заведующие кафедрами часто приезжали в Куйбышев, контролируя учебный процесс. Нам очень помогал проректор по учебной работе ВЗИИТа Крылов В.К. Эта связь со ВЗИИТом по научным, учебно-методическим и многим другим вопросам сохранялась долгое время и после создания КИИТа.


 Учебно-методическая литература поступала из головного вуза по заявкам филиала. Этой работой занимался Ю. Т. Дуванов, участник ВОВ, работавший сначала во ВЗИИТе, а затем в филиале. Он строго следил за своевременным выполнением заявки. Несмотря на его требовательность, он пользовался большим уважением: в отделе Дуванова Ю.Т. всегда был порядок!


 Благодаря вниманию со стороны руководства филиала, а в первую очередь Николая Даниловича, здесь сложился дружный, надёжный и сплоченный коллектив, который все свои знания и силы отдавал подготовке инженеров для Куйбышевской магистрали.