Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Основные сведения + Образование + Наука + Международная деятельность + Культура и спорт + Контакты +
Версия для слабовидящих
Поиск EN

История колледжа


 Самарский колледж железнодорожного транспорта имени А. А. Буянова – структурное подразделение федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный университет путей сообщения» – старейшее учебное заведение города Самара, Самарской области и сети железных дорог России.  
В октябре 2015 года Самарскому техникуму железнодорожного транспорта исполнилось 136 лет.
История его основания и развития, как зеркало, отражает историю развития железнодорожной отрасли страны в целом и Куйбышевской железнодорожной магистрали в частности уже на протяжении 3-его столетия: 70-е годы XlX века, XX век, начало XXI века.
Конец XIX века ознаменовался в России бурным всплеском железнодорожного строительства, в том числе на Средней Волге и в Предуралье.
Первый участок Маршано-Сызранской (будущей Куйбышевской) дороги открыт 25 октября 1874 года. В этом же году Министерством Путей Сообщения России был утвержден проект строительства железной дороги от Сызрани до Оренбурга через Самару.
В апреле 1875 года началось строительство дороги акционерным обществом Оренбургской железной дороги. Уже 12 августа 1875 года в Самаре раздался первый свисток паровоза, с 1 января 1877 года, линия Самара-Оренбург была открыта для регулярного движения поездов.
Только что построенная дорога нуждалась в квалифицированных кадрах техников.
В 1875 году Оренбургский генерал-губернатор г. Крыжановский обратился в Департамент Общих Дел Министерства Путей Сообщения с ходатайством об открытии технического железнодорожного училища в Оренбурге. Однако Самара оказалась более удобной для открытия здесь железнодорожного училища, так как здесь находилось и Управление Оренбургской железной дороги, и крупные железнодорожные мастерские, где были сосредоточены инженеры и техники, которые могли быть использованы в качестве преподавателей.
Министерство путей сообщения разрешает открыть железнодорожное училище в Самаре.
31 июля 1878 года Министр Путей Сообщения утверждает Устав Самарского технического железнодорожного училища при Оренбургской железной дороге.
  Занятия в техническом железнодорожном училище начались 23 сентября (6 октября по новому стилю) 1879 года, о чем свидетельствует докладная записка председателя Правления Оренбургской железной дороги от 28 сентября 1879 года за № 1248 в Департамент Общих Дел МПС: «Правление Общества имеет честь уведомить Департамент Общих Дел, что во исполнение желания Министра Путей Сообщения Самарское железнодорожное техническое училище открыто 23 сего Сентября…»
Этот день (6 октября 1879 года) считается днем рождения Самарского технического железнодорожного училища, а с приданием в 1922 году училищу статуса железнодорожного техникума эта дата считается и датой основания нашего техникума.
Председателем Учебного Совета училища стал управляющий Оренбургской железной дорогой надворный советник Алексей Михайлович Повалишин, начальником училища был назначен статский советник Виктор Александрович Комаров, руководивший училищем до 1898 года, попечителем училища был утвержден потомственный Почетный гражданин Самары купец П.С.Субботин.
В соответствии с Уставом в училище преподавались следующие предметы: Закон Божий, история, география, физика, математика, механика, технология, железнодорожное дело, телеграфия, черчение, гимнастика, пение, рисование.
Серьезное внимание уделялось привитию учащимся трудовых навыков. В 1886 году училище перешло в непосредственное ведение Министерства Путей Сообщения.
До 1918 года техническое железнодорожное училище окончило 712 человек, из них 237 – получили аттестаты, так как для получения аттестата выпускники должны были после окончания прослужить не менее двух лет на железной дороге, получить хорошую аттестацию и сдать экзамен в пределах своей специальности Учебному Совету училища. Выпускникам, показавшим хорошие знания, училище выдавало аттестат со званием железнодорожного машиниста, дорожного мастера, телеграфного техника, остальные получали свидетельство об окончании училища. Для этого в училище имелись слесарные, столярные, модельные мастерские, а впоследствии были построены кузница и литейная.
Первый выпуск из технического училища состоялся в 1882 году в количестве 6 человек.
Среди окончивших училище в 1903 году был и Александр Арсеньевич Буянов (1884-1918 г.г.), видный общественный деятель Самарского края, чьим именем названа улица нашего города и чье имя было присвоено техникуму в 1979 году, в год 100 - летнего юбилея.
В 1919 году Самарское техническое железнодорожное училище переименовано в среднее техническое железнодорожное училище, с 1922 года училище получило статус техникума – «Самарский железнодорожный техникум». 
С 1923 года он переименован в «Самарский железнодорожный механический техникум» - позже в «Самарский техникум железнодорожного транспорта».
С 1979 года переименован в «Куйбышевский техникум железнодорожного транспорта имени А.А.Буянова»;
С 1991 г. – в «Самарский техникум железнодорожного транспорт имени А.А.Буянова».
Менялся статус: училище – профтехшкола ФЗУ – техникум. С 1929 года на базе техникума был создан учебный комбинат, который объединил в себе дневной и вечерний техникумы, филиал заочного Московского электромеханического института инженеров транспорта, на базе которого были открыты курсы повышения квалификации для руководящего состава железной дороги.
Начальником учебного комбината был назначен выпускник техникума 1924 года, закончивший Московский индустриально-педагогический институт, Филатов В.А., который возглавлял учебный комбинат с 1929 по 1935 г.г.
Менялись статус, названия, менялся и внешний облик здания.
В начале XX века потребность в младших техниках на Самаро-Златоустовской дороге возросла, и существовавшее здание стало мало. Для увеличения учебных площадей в 1907 году к старому зданию с двух сторон был сделан пристрой. В одном из них было предусмотрено помещение для домовой церкви. В 1935 году была произведена еще одна реконструкция здания техникума: оно было надстроено 4-ым этажом. Внешний вид здания остается без изменения по настоящее время.
  
Выпускники техникума 20-х – 30-х годов внесли огромный вклад в развитие народного хозяйства страны в годы первых пятилеток, стали крупными руководителями предприятий железнодорожного транспорта, сказали свое слово в науке: это профессор, доктор технических наук Конаков П.К., профессор Матюнин И.Е., кандидаты технических наук Крузе В.А., Вевиоровский И.В., Дембинский Г.В., Мордвинин Н.А., Кабенин Н.Г., ГруничевН.А.
Но были и мрачные страницы в истории техникума 30-х годов: репрессии коснулись и коллектива преподавателей техникума. В 1937 году по ложному обвинению расстреляны военрук Ревутский М.Н., преподаватель Петров Н.С..
В годы Великой Отечественной войны техникум продолжал готовить кадры для железнодорожного транспорта, сочетая обучение с работой в мастерских техникума по изготовлению заказа государства для нужд народного хозяйства, с работой на железной дороге вместо ушедших на фронт.
Навечно в историю техникума вписаны имена Егорова И.Е (1924-1945 г.г.), ставшего Героем Советского Союза, отдавшего свою юную жизнь за победу над фашистской Германией, Ямщикова А.В. (1924-1989 г.г.), тоже ставшего Героем Советского Союза.
  
Память о них увековечена на стендах Музея Славы техникума.
В 40-е – 50-е годы крупными руководителями стали выпускники техникума Филатов В.А., Коннов К.М., Афанасьев С.Д., Коновалов П.И., Привалов Н.П., Мозгачев В.Г., Клычков В.Г. и другие.
В 50-е – 60-е годы техникум получил дальнейшее развитие.
Открылись специальности «Энергоснабжение и энергетическое хозяйство железных дорог» (открыта в 1957 году), «Автоматика, телемеханика и управление на железнодорожном транспорте» (открыта в 1958 году), «Эксплуатация железных дорог» (открыта в 1968 году). И к своему 100-летнему юбилею (1979 год) техникум осуществлял подготовку специалистов по специальностям:
1. «Электротяговое хозяйство железных дорог»;
2. «Энергоснабжение и энергетическое хозяйство железных дорог»;
3. «Автоматика, телемеханика и управление на железнодорожном транспорте»;
4. «Эксплуатация железных дорог»;
5. «Бухгалтерский учет на железнодорожном транспорте» (специальность открыта в 1949 году).
Выпускники техникума этих лет Коновалов А.В., Погодин М.А., Давыдова Н.И., Голов В.С., Мелехин В.М. стали Героями Социалистического Труда;
Коновалов П.К., Семенов В.С. – стали докторами технических наук.
К этому времени в структуру техникума входили заочное отделение и два учебно-консультационных пункта: на станции Сызрань (1969-1999г.г.), заведующие УКП Соколова К.Ф., Сенюшкина Л.В. и станции Ульяновск (1965г.), заведующие УКП Матюнин С.Е., Зубарева Л.Л..
Большой вклад в подготовку специалистов для Куйбышевской железной дороги вносило и вносит заочное отделение техникума; его работой в разные годы руководили: Саклеев В.Г., Досов А.Е., Семенов В.М., Ломакина А.В.,Лексин Е.П., а сегодня- Зубкова Е.В.
Неоценимую помощь заочникам оказывали высококвали-фицированные методисты Гусева Н.А., Столярчук А.Г., Алтунина Е.В., Пастушенко Л.П., Матвеев К.А., сегодня –  Игнатюк Н.А., Косарева Т.Ю., Мочалов М.Ю.
В коллективе техникума с глубоким почтением вспоминают корифеев педагогической деятельности, внесших огромный вклад в дело подготовки кадров для железнодорожного транспорта и воспитания молодого поколения: Шиманова С.М., Ложкину А.И., Спевачевского Ю.В., Тихомирова Н.Н., Федосеева В.Д., Жохова Б.И., Лапидуса Д.А., Береснева М.Г., Витевскую М.Г., Афонина М.П., Столярчука Э.Б. , Лившица Л.А.
С середины 90-х годов в техникуме начался новый этап его дальнейшего развития. Началось расширение, модернизация и реконструкция техникума, чтобы готовить кадры для дороги на новой технической основе с широким использованием вычислительной и компьютерной техники.
Директор техникума с 1991 года – Зикеев Василий Андреевич.
В 1995 г. на Самарском отделении дороги сложился острый дефицит специалистов среднего звена в путевом и вагонном хозяйствах. Отделение вышло с предложением в дорогу и техникум об открытии 2-х новых специальностей: «Вагонное хозяйство» и «Путевое хозяйство».
  
К этому времени техникум готовил кадры по очной и заочной формам обучения по специальностям:
23.02.06 – «Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт подвижного состава»
27.02.03– «Автоматика, телемеханика и управление на железнодорожном транспорте»
08.02.10-«Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство»
13.02.07 – «Электроснабжение»
23.02.01 – «Организация перевозок и управление движением на железнодорожном транспорте»
38.02.01– «Экономика, бухгалтерский учет и контроль (на железнодорожном транспорте)» (заочная форма)

На начало 1995 года техникум располагал:
- главным учебным корпусом (Комсомольская площадь, 24),
- арендуемым учебным корпусом (Ленинградская, 78),
- зданием общежития на 350 мест.
При остром дефиците площадей (6 кв.м. на 1 человека) техникум откликнулся на это предложение, и в 1995 году эти специальности были открыты. Куйбышевская дорога приложила максимум усилий по расширению учебных площадей техникума, в результате чего техникум получил дополнительно более 1,5 тысяч кв.м. площадей. Площадь, приходящаяся на 1 чел., увеличилась с 6 кв.м. до 10 кв.м. на человека, а техникум получил дополнительно три учебных корпуса.
Сегодня техникум располагает хорошей учебно-материальной базой, необходимой для качественной подготовки специалистов железнодорожного транспорта. С 1995 года и по 2009 годы проведена реконструкция и капитальный ремонт техникума и общежития, а именно: открыты новые мастерские, учебные кабинеты и лаборатории, которые оснащены новой специальной учебной мебелью, компьютерами. Действуют 6 компьютерных лабораторий. Это позволило создать дополнительные площади, используемые в учебном процессе. Техникум располагает 5-ю учебными корпусами:
Учебный корпус №1 (главный) –г.Самара, Комсомольская площадь, д. 24.
Учебный корпус №2 - г. Самара, ул.Ленинградская, 78.
Учебный корпус №3 - г. Самара, ул.Чернореченская, 29А .
Учебный корпус №4 – г.Самара, ул. Красноармейская, 108.
Учебный корпус №5 – г.Самара, ул.Братьев Коростелевых, 19.
Начался процесс приведения в соответствие с современными требованиями и нормами площадей, интерьера учебных и вспомогательных помещений, оснащения лабораторией и кабинетов современной учебной мебелью и современным технологическим оборудованием.
Значительный вклад в развитие техникума внесли Департамент кадров и учебных заведений МПС России и Куйбышевская железная дорога.
В 2007 году завершился капитальный ремонт студенческого общежития, которое по итогам городского смотра- конкурса «Дом, в котором мы живем» признано лучшим в городе Самара.
  
В 2008-2009 году осуществлен капитальный ремонт учебного корпуса №1.
В 2008, 2011 гг. техникум успешно прошел процедуры лицензионной и аккредитационной экспертизы соответствия содержания и качества подготовки выпускником требованиям Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.    
В год своего 130-летия Самарский техникум железнодорожного транспорта имени А.А. Буянова стал филиалом государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный университет путей сообщения».  
В настоящее время  Самарский техникум железнодорожного транспорта имени А.А. Буянова - структурное подразделение федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный университет путей сообщения» 
Сегодня создается новый тип учебного заведения - Университетский комплекс СамГУПС, крупнейший транспортный университет Поволжья.
Новый статус колледжа свидетельствует о продолжении традиций преемственности среднего и высшего транспортного профессионального образования и ставит перед коллективом техникума новые задачи, открывает новые перспективы качественной реализации основных и дополнительных образовательных услуг.