Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Основные сведения + Образование + Наука + Международная деятельность + Культура и спорт + Контакты +
Версия для слабовидящих
Поиск EN

От КИИТа до СамГУПСа - в лицах и цифрах за 30 лет


После образования в 1973 году на базе филиала Всесоюзного заочного института инженеров железнодорожного транспорта (ВЗИИТа) Куйбышевского института инженеров железнодорожного транспорта (КИИТа) Приказом по КИИТу № 84 от 26.06.1975 г. была создана кафедра «Эксплуатация и экономика железных дорог», которая сразу стала выпускающей и, начиная с 1976 года, в КИИТе стала самостоятельно осуществляться подготовка и выпуск инженерных кадров по специальностям 17.21 «Экономика и организация строительства», 17.23 «Экономика и организация железнодорожного транспорта» и 17.37 «Бухгалтерский учет». За этот период было подготовлено 384 инженера-экономиста.


Но на стыке 70-х и 80-х годов профессия экономиста зачастую оставалась невостребованной, что и явилось одной из причин прекращения приема в 1978 году и прекращения выпуска специалистов в 1983 году.


Согласно приказу МПС СССР № К-41262 от 01 ноября 1979 года в КИИТе произошло разделение кафедры «Эксплуатация и экономика железных дорог» на кафедры «Управление эксплуатационной работой» и «Экономика железнодорожного транспорта». Последнюю возглавил к.э.н., доцент Агошко Олег Петрович.


Приказом МПС СССР № Д-16286 от 17 мая 1983 года в КИИТе упразднены кафедры «Управление эксплуатационной работой» и «Экономика железнодорожного транспорта» и в результате их объединения с несколько другим названием вновь создана кафедра «Управление эксплуатационной работой и экономика железнодорожного транспорта».


С началом рыночных реформ ж.-д. транспорт, как и остальные отрасли промышленности, а также Куйбышевская ж.д. стали испытывать недостаток в квалифицированных кадрах с экономическими знаниями, способных планировать и давать экономическую оценку результатам производственной деятельности в хозяйствах ж.-д. транспорта, производить финансовый анализ и аудит, экономически оценивать эффективность мероприятий научно-технического прогресса, внедрения новой техники, изобретений, рационализаторских предложений, а также новшеств, нововведений, инвестиций и инноваций. Поэтому приказом по КИИТу № 238 от 30.08.1989 года кафедра «Управление эксплуатационной работой и экономика железнодорожного транспорта» была вновь разделена на две кафедры - «Управление эксплуатационной работой» и «Бухгалтерский учет и экономика».


Кафедру возглавила к.э.н., доцент Мячина Любовь Александровна. Затем Приказом по Самарскому институту инженеров железнодорожного транспорта (СамИИТу) № 84 от 05.04.1994 года кафедра «Бухгалтерский учет и экономика» была переименована в кафедру «Экономика транспорта». Это было сделано в канун начала подготовки инженерных кадров – экономистов-менеджеров - очной формы обучения по специальности 06.08.00 «Экономика и управление на предприятии (железнодорожный транспорт)».


В свою очередь кафедра «Экономика транспорта» СамИИТа в соответствии с решением Ученого Совета института (протокол № 8 от 4 июля 1998 года) и приказом № 145 от 5 мая 1999 года была разделена на две кафедры - «Экономика и организация производства» и «Бухгалтерский учет».


Кафедру «Экономика и организация производства» возглавил д.э.н. Куренков Петр Владимирович.


Перед вновь созданной кафедрой была поставлена задача обучать специалистов основам организации производства в хозяйствах железнодорожного транспорта, а также аналитической, экономической и управленческой деятельности, способных свободно ориентироваться и быстро адаптироваться на рабочих местах, владеть компьютерной техникой.


Учитывая состояние, тенденции и динамику рынка труда в регионе Среднего Поволжья, а также в целях обеспечения хозяйствующих субъектов специалистами соответствующего профиля, решением Ученого Совета СамГАПС от 29 мая 2002 года (протокол № 52) и Приказом № 162 от 04 июня 2002 года была открыта специализация «Логистика» в рамках специальности 06.08.00 «Экономика и управление на предприятии (железнодорожный транспорт)», что предусмотрено образовательным стандартом. В связи с этим выпускающая по данной специальности кафедра «Экономика и организация производства» была переименована в кафедру «Экономика и логистика на транспорте». Петр Владимирович возглавлял кафедру до июля 2011 года.


С сентября 2011 года обязанности заведующего кафедрой исполняет Аркадий Александрович Кремнев , к.э.н, доцент. Кремнёв Аркадий Александрович в МИИТе защитил диссертацию на тему «Экономическая оценка вариантов организации работы парка локомотивов на объединенных участках обращения».


В июне 2001 года состоялся первый выпуск дипломированных экономистов-менеджеров очной формы обучения по специальности 06.08.00 «Экономика и управление на предприятии (железнодорожный транспорт)». А в апреле 2002 года - первый выпуск дипломированных специалистов заочной формы обучения. Выпускники кафедры в настоящее время работают в Экономической и в Финансовой службах, в хозяйствах Пути, Вагонном, Локомотивном, Грузовой работы, СЦБ и связи, Электроснабжения, Материально-технического снабжения, в Отделах труда и заработной платы, в Дирекциях управления движением, Дорожных центрах внедрения, Территориальных центрах транспортного обслуживания (ТЦТО), в Информационно-вычислительных центрах Куйбышевской, Приволжской, Южно-Уральской, Горьковской и Свердловской железных дорог – филиалов ОАО «РЖД», в дочерних и зависимых обществах (ДЗО) ОАО «РЖД», в Самарском метрополитене, а также на железных дорогах Казахстана («Казак темир жолы») и Таджикистана («Рохи огани Точикистон»), в операторских и экспедиторских компаниях, в других структурах различных форм собственности.


Поддерживается эффективное взаимодействие выпускающей кафедры с другими кафедрами СамГУПС, а также с различными кафедрами ВУЗов Москвы (ВАВТ, ВШЭ, ГУУ, ГУЭУП, МАДИ (ТУ), МГАВТ, МГУ им. М.В. Ломоносова, МИИТ), Санкт -Петербурга (ГМА им. адм. С.О. Макарова, ИНЖЭКОН, ПГУПС, СпбГАГА, СПбГУВК, ФИНЭК), Екатеринбурга (УрГУПС, УрГТУ), Нижнего Новгорода (ВГАВТ, НГУ), Новосибирска (СГУПС, СГАВТ), Омска (ОмГУПС), Саратова (СГТУ), Новороссийска (НГМА им. адм. Ф.Ф. Ушакова), Иркутска (ИрГУПС), Хабаровска (ДВГУПС) и других городов. Весь учебный процесс характеризуется высокой степенью компьютеризации. При выполнении курсовых работ и проектов, а также в самостоятельной работе студентов используются современные инструментальные средства и программное обеспечение. Активно используются в учебном процессе результаты НИОКР и НИРС.


Основная масса дипломных проектов выполняется по заказам Экономической и Инвестиционной служб Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», Управления статистики, Департамента планирования и бюджетирования ОАО «РЖД», Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области. Защита дипломных проектов предусматривает обязательную демонстрацию презентаций в виде слайдов.


Отзывы специалистов предприятий подтверждают высокий уровень квалификации экономистов-менеджеров по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (железнодорожный транспорт)» и актуальность их выпуска для железнодорожного транспорта. Дипломные проекты, выполнявшиеся под руководством П.В.Куренкова, занимали призовые места: на сетевых конкурсах по коммерческой эксплуатации на железнодорожном транспорте среди ВУЗов МПС СССР – третье в 1991 г., среди ВУЗов МПС РФ – третье в 1993 г. и в 1998-2001 гг; по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожном)» среди ВУЗов Федерального агентства железнодорожного транспорта - третье в 2003 г. и в 2006-2008 гг, первое в 2005 г.; по специальности «Экономика и управление на предприятии» среди ВУЗов Федерального агентства железнодорожного транспорта – второе в 2004 г. и в 2005 г., третье в 2006 г. и в 2007 г., первое в 2008 г. и в 2009 г.; в конкурсе лучших дипломных работ по экономике среди выпускников Российских ВУЗов, состоявшегося в МЭСИ, - третье в 2007 г.


В сентябре 2010 г. кафедра «Экономика и логистика на транспорте» стала местом проведения очередного заседания Совета Учебно-методического объединения (УМО) по экономическому образованию в области железнодорожного транспорта, где уже более 15 лет не проводилось подобное мероприятие.


В рамках заседания был проведен круглый стол с участием преподавателей Института Управления и Экономики, на котором затрагивались актуальные на сегодняшний день проблемы, в том числе состояние и перспективы развития двухуровневой системы образования, а так же государственные образовательные стандарты третьего поколения. После продолжительного обсуждения были выделены приоритетные направления дальнейшей работы УМО с целью повышения конкурентоспособности Российской системы высшего профессионального образования в области железнодорожного транспорта.


Активно взаимодействуя с другими кафедрами университета, различными кафедрами других российских ВУЗов коллективом кафедры совместно с Центром международных связей СамГУПС налажены устойчивые международные контакты с Дрезденским техническим университетом (Германия), с Жилинским университетом (Словакия), Техническим университетом г. Ильменау (Германия), Государственным университетом г. Вульверхэмптон (Великобритания), Высшей профессиональной школой г. Цвикау (Германия), Высшей гуманитарно-экономической школой г. Влоцлавек (Польша), Университетом технологии г. Ченстохова (Польша), Белорусским государственным университетом транспорта (г. Гомель), Белорусским государственным университетом (г. Минск), Украинской государственной академией железнодорожного транспорта (г. Харьков), Днепропетровским национальным университетом железнодорожного транспорта им. В.Лазаряна, Ташкентским институтом инженеров железнодорожного транспорта, Казахской академией транспорта и коммуникаций им. М.Тынышпаева.


В 2007 г. совместно с Отделом внешних связей (ОВС) СамГАПС, под руководством начальника ОВС Людмилы Николаевны Базир, выиграв грант ЕС по программе «TEMPUS», кафедра принимала участие в выполнении проекта «Международный межкультурный маркетинг». Также в рамках программы «TEMPUS» 8 студентов из Германии в сентябре 2008 г. прошли на кафедре стажировку, получив соответствующие сертификаты, и прослушали лекции по темам: 1) «Ситуационно -логистическое управление перевозочным процессом на полигоне железной дороги», 2) «Ситуационно - логистическое управление производственными процессами в хозяйствах железнодорожного транспорта», 3) «Структурная реформа на железнодорожном транспорте РФ», 4) «Организация и управление пригородными перевозками на железнодорожном транспорте».


За период 2001-2012 гг. коллективом кафедры подготовлено более 1700 экономистов-менеджеров по специальности «Экономика и управление на предприятии (железнодорожный транспорт)». С ноября 2012 года на должность заведующего кафедрой избран д.э.н., доцент Хайтбаев Валерий Абдурахманович, ранее занимавший должность профессора кафедры.


Хайтбаев В.А. окончил Военную академию тыла и транспорта г. Санкт-Петербург по специальности материально-техническое снабжение, специализация экономическое обеспечение войск. В 2007 году защитил докторскую диссертацию на тему «Методология формирования макрологической системы оборонно-промышленного комплекса».


Хайтбаев В.А. осуществляет научное руководство четырьмя аспирантами. В настоящее время под его руководством защитился один аспирант (защита диссертации утверждена ВАК) и два адъюнкта (защиты диссертаций утверждены ВАК). Под руководством Хайтбаева В.А. защитились свыше ста пятидесяти дипломников. Является автором четырех монографий, девяти учебно-методических пособий и восьмидесяти научных статей. Награжден четырьмя медалями за безупречную воинскую службу. В настоящее время кафедра осуществляет подготовку бакалавров по направлению «Менеджмент» профили «Производственный менеджмент» и «Логистика».


С 2013г. на кафедре открыт набор магистров направления подготовки «Менеджмент» по двум магистерским программам: «Логистика, управление цепями поставок» и «Управление и стратегия развития предприятия (транспорта)».