Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Основные сведения + Образование + Наука + Международная деятельность + Культура и спорт + Контакты +
Версия для слабовидящих
Поиск EN

Памятные даты



1838 г.

Впервые в России осуществлена перевозка на электрической тяге – двигатель, разработанный членом Петербургской академии наук Б.С. Якоби (1834 г.), был установлен на лодке, перевозившей людей по р. Неве.


1876 г.

Русским инженером Ф.А. Пироцким в пригороде Петербурга осуществлена передача электроэнергии по железнодорожным рельсам на расстояние 3,5 версты. В 1879-1880 гг. он провел испытания по передвижению электрическим током вагона с 40 пассажирами весом более 7 т со скоростью 12-14 км/ч.


1890 г.

Разработан первый проект использования электрической энергии тяги на железнодорожном участке Петербург – Ораниенбаум.


1894 г.

Инженер Ф.Б. Беспалов в брошюре «Электрическая экономическая железная дорога» обосновал принцип управления несколькими вагонами в сцепе с одного поста – первая система многих единиц.


1901 г.

На 2-м Всероссийском электротехническом съезде заслушаны доклады Г.Д. Дубелира «Электрическая тяга на железных дорогах и шоссейных путях» и П.Д. Войноровского «Электрическая тяга больших скоростей». Съезд принял резолюцию о технико-экономической целесообразности применения электрической тяги на ряде железных дорог России.


1901 г.

В Петербургском институте инженеров железнодорожного транспорта организована кафедра «Электротехника и электрическая тяга».


1912 г.

В России издан первый учебник «Курс электрической тяги», написанный А.В. Вульфом.


1913 г.

Начаты работы по электрификации участка С.-Петербург – Ораниенбаум на постоянном токе напряжением 1200 В. Работы были прекращены в связи с началом Первой мировой войны.


1921 г.

22 декабря 8-й Всероссийский съезд Советов принял декрет о плане ГОЭЛРО, рассчитанном на 10-15 лет, в котором предусматривалось электрифицировать 3500 верст железных дорог.


1921 г.

8-й Всероссийский электротехнический съезд по предложению НКПС утвердил применение системы постоянного тока напряжением 3000 В при электрификации магистральных железных дорог.


1926 г.

6 июня открылось движение мотор-вагонных поездов на первом в СССР электрифицированном участке местного значения Баку – Сабунчи – Сураханы (20 км) на постоянном токе напряжением 1200 В. В 1940г. участок был включен в состав Закавказской железной дороги; вскоре он был переведен на напряжение 1500 В, а в середине 60-х годов на напряжение 3000 В.

1926 г.

Мытищинский вагоностроительный завод (МВЗ) с участием московского электромашиностроительного завода «Динамо» им. С.М. Кирова изготовил для участка Баку – Сабунчи первую мотор-вагонную секцию на напряжение 1200 В, а в 1929 г. для участка Москва – Мытищи на напряжение 1500 В.


1929 г.

29 августа открыто пробное движение электропоездов, а 1 октября введен в эксплуатацию электрифицированный пригородный участок Москва – Мытищи протяженностью 17,8 км на постоянном токе напряжением 1500 В.


1930 г.

Проведены испытания первых отечественных многоанодных ртутных выпрямителей на 1500 В (РВ-20/16) и 3000 В (РВ-20/30).


1930 г.

Образован отраслевой Научно-исследовательский институт транспортной электротехники, в 1931г. из него был выделен Институт электрификации железных дорог.


1931 г.

28 июня вышло постановление Совнаркома СССР «О мероприятиях по реконструкции железнодорожного транспорта в 1932-1934гг.», которым предусматривалась электрификация 3540 км линий, из них 3065 км под грузовое и 475 км под пассажирское движение.


1932 г.

Состоялась 1-я Всесоюзная конференция по электрификации железных дорог, принявшая резолюции по широкому кругу технических и организационных вопросов.


1932 г.

В ноябре поступили в обкатку на электрифицированный участок Москва – Мытищи первые советские магистральные электровозы ВЛ19-01 и СС11-01, построенные Коломенским паровозостроительным заводом им. В.В. Куйбышева и московским электромашиностроительным заводом «Динамо» им. С.М. Кирова.


1932 г.

16 августа состоялось торжественное открытие первого в СССР электрифицированного на постоянном токе 3000 В магистрального участка Хашури – Зестафони (Сурамский перевал).


1933 г.

В марте введена в эксплуатацию первая тяговая подстанция Салтыковская Московского железнодорожного узла, спроектированная и построенная советскими специалистами на отечественном оборудовании.


1933 г.

23 августа введен в эксплуатацию первый магистральный участок Кизел – Чусовская Свердловской дороги протяженностью 112,5 км, электрифицированный на постоянном токе напряжением 3000 В.


1933 г.

МВЗ выпущена первая трехвагонная секция СД с более мощными двигателями, а в 1937г. – с электрооборудованием отечественного производства на 3000 В.


1934 г.

В апреле на Коломенском паровозостроительном заводе им. В.В. Куйбышева был построен первый пассажирский электровоз ПБ21-01, его конструкционная скорость равнялась 130 км/ч.


1935 г.

Все отраслевые институты НКПС объединены в Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта; в нем образовано отделение связи, СЦБ и электрификации. В 1942г. он был преобразован в ЦНИИ МПС, а затем во ВНИИЖТ.


1935 г.

Электрифицировано построение в 1932г. на ст. Щербинка Московской дороги Экспериментальное кольцо Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта.


1937 г.

Организована проектная контора по проектированию электрификации железных дорог «Трансэлектропроект», в 1938г. после объединения с проектной конторой «Транстехпроект» создана проектная организация «Трансэлектропроект».


1938 г.

В октябре московским электромашиностроительным заводом «Динамо» им. С.М. Кирова выпущен первый грузовой электровоз переменного тока на 20 кВ ОР22-01 (однофазный, ртутно-выпрямительный).


1938 г.

Начат выпуск электровозов постоянного тока напряжением 3000 В серии ВЛ 22 с часовой мощностью 2400 кВт.


1944 г.

26 мая постановлением Государственного комитета обороны в составе НКПС образовано Управление электрификации железных дорог, на которое возложено руководство работами по электрификации линий и эксплуатацией устройств электроснабжения и электроподвижного состава.


1945 г.

В составе МПС создается самостоятельный Центральный энергетический отдел, а в 1952г. на его базе организовано Главное управление энергетического хозяйства – Главтрансэнерго.


1946 г.

МВЗ изготовлена первая секция См, способная работать на участках с напряжением как 1500, так и 3000 В.


1946 г.

Выпущены первые отечественные одноанодные ртутные выпрямители РМНВ-500х6 мощностью 3300 кВт.


1947 г.

МПС приняло решение о прекращении дальнейшей электрификации на напряжении 1500 В и переводе ранее электрифицированных участков на напряжение 3000 В.


1947 г.

В ЦНИИ МПС (ВНИИЖТ МПС) образовано отделение электрификации.


1947 г.

Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ) приступил к выпуску электровозов ВЛ22м.


1948 г.

В мае организован Московский энергомеханический завод (МЭЗ) на базе созданных в 1924г. энергоремонтных мастерских.


1951 г.

Академией наук СССР по представлению МПС принято решение о разработке системы электрической тяги однофазного тока промышленной частоты. В ЦНИИ МПС создана лаборатория переменного тока.


1952 г.

Введена в опытную эксплуатацию на участке Москва – Раменское Московской дороги первая релейно-контактная система телеуправления устройствами электроснабжения.


1953 г.

В апреле создано Главное управление электрификации и энергетического хозяйства (ЦЭ МПС). Эксплуатация ЭПС передана в ведение Главного управления локомотивного хозяйства. В последующие годы ЦЭ было переименовано в Главное управление электрификации и электроснабжения (1988г.), затем 1998г. а Департамент электрификации и электроснабжения МПС РФ, а в 2003г. – в Департамент электрификации и электроснабжения ОАО «Российские железные дороги».


1953 г.

В сентябре на базе сектора электроснабжения ПКБ Главного управления локомотивного хозяйства МПС организовано проектно-конструкторское бюро – ПКБ ЦЭ МПС.


1953 г.

В январе при Главном управлении электрификации и энергетического хозяйства МПС создан Всесоюзный монтажный трест по электрификации железных дорог. В 1954г. трест был передан во вновь организованное Министерство транспортного строительства и получил название «Трансзлектромонтаж» (с 1992г. – ОАО «Трансэлектромонтаж»).


1953 г.

В марте Новочеркасский электровозостроительный завод построил первый восьмиосный электровоз постоянного тока мощностью 4200 кВт серии ВЛ8 (Н8).


1954 г.

Заводом «Уралэлектротяжным» совместно со Свердловской дорогой создан и испытан первый ртутный выпрямительно-инверторный агрегат, обеспечивающий возврат в первичную сеть электроэнергии, рекуперируемой электроподвижным составом при торможении.


1954 г.

В июне НЭВЗ изготовил два опытных образца электровоза переменного тока серии ВЛ61 (НО) с игнитронными выпрямителями. В дальнейшем на них была заменена обмотка трансформатора на напряжение 25 кВ. и повышена мощность (электровозы серии ВЛ 60).


1955 г.

Изготовлена первая партия железобетонных опор двутаврового сечения, в 1956г. – трубчатых конических опор с ненапряженной арматурой, а затем струнобетонных с предварительным натяжением  арматуры.


1955 г.

30 декабря завершена электрификации опытного участка переменного тока напряжением 22 кВ Ожерелье – Михайлов Московской дороги, продленного в 1956г. до ст. Павелец (137км).


1956 г.

НЭВЗ начал выпускать шестиосные электровозы ВЛ23.


1956 г.

3 февраля ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление (приказ МПС от 16 февраля №11Ц) «О генеральном плане электрификации железных дорог», в котором предусматривалось в течении 15 лет электрифицировать 40 тыс. км. Железных дорог.


1957 г.

При главном управлении электрификации и энергетического хозяйства создан Симферопольский электротехнический завод (СЭЗ) на базе электроарматурных мастерских; ныне это ЗАО «СЭЗ» (Украина).


1957 г.

В марте Рижскими вагоностроительным и электромашиностроительным заводами выпущен первый десятивагонный пригородный электропоезд ЭР1 постоянного тока, конструкционная скорость которого равна 130 км/ч. Затем выпускались электропоезда серий ЭР2 (1962г.), ЭР6 (1969г.),ЭР10 (1961г.), ЭР22 (1964г.), ЭР22М (1972г.).

1957 г.

В январе вышел первый номер журнала «Электрическая и тепловозная тяга», в 1994г. журнал переименован в «Локомотив».


1958 г.

ЦЭ МПС принято решение об удвоении изоляции контактной сети постоянного тока. Усиление изоляции завершено 1969г.


1958 г.

В марте Новочеркасский электровозостроительный завод выпустил тысячный электровоз – ВЛ8-009.


1958 г.

В июне сдана в эксплуатацию первая станция стыкования постоянного (3кВ) и переменного (25кВ) тока (на ст.Ожерелье Московской дороги).


1958 г.

По темпам электрификации и протяженности электрифицированных железных дорог (7245 км) СССР вышел на первое место в мире.


1959 г.

Начало широкого внедрения электрической тяги на переменном токе напряжением 25 кВ. Электрифицирован участок Чернореченская – Клюквенная (241 км) на Транссибирской магистрали. В 1960г. участок продлен до Мариинска и ст. Зима (1222 км).


1959 г.

Создана изолирующая съемная вышка (лейтер) для работы на контактной сети 25 кВ под напряжением.


1959 г.

В июле Рижские вагоно- и электромашиностроительный заводы (РВЗ и РЭЗ) изготовили секцию электропоезда ЭР7 переменного тока с игнитронными выпрямителями.


1961 г.

11 октября электрифицирован участок Макушино – Исилькуль Южно-Уральской дороги; тем самым завершена электрификация магистрали Москва – Байкал протяженностью 5500 км.


1961 г.

На Тбилисском электровозостроительном заводе (ТЭЗ) построены образцы электровоза постоянного тока ВЛ10 мощностью 5200 кВт.


1962 г.

Начат выпуск электропоездов серии ЭР9 (различные модификации) с полупроводниковыми выпрямителями (РВЗ и РЭЗ).


1962 г.

В Москве проведено Международное совещание по электрификации железных дорог.


1962 г.

Завершена электрификация магистрали Ленинград – Ленинакан (3500 км).


1962 г.

Введен в работу первый на сети дорог вагон-лаборатория для инструментальной проверки параметров контактной сети ВИКС (ПКБ и МЭЗ ЦЭ МПС).


1963 г.

ЦНИИ МПС, ПКБ ЦЭ и МЭЗ создали первый полупроводниковый выпрямитель 3,3 кВ на кремниевых вентилях.


1963 г.

НЭВЗ выпустил первый восьмиосный грузовой электровоз переменного тока ВЛ80к мощностью 6520 кВт.


1964 г.

Началось внедрение полупроводниковых выпрямителей вначале с масляным и принудительным воздушным охлаждением вентилей, а с 1970г. – с естественным.


1964 г.

Начато внедрение электронной системы телемеханики ЭСТ-62 (разработана ЦНИИ МПС) для управления устройствами электроснабжения (участок Москва - Раменское).


1964 г.

30 сентября вводом в эксплуатацию участка Киров – Балезино завершена электрификация магистрали Москва – Свердловск протяженностью 1700 км.


1965 г.

Достигнута рекордная протяженность линий, электрифицированных за один год, - 2268 км.


1965 г.

9 декабря введена в эксплуатацию новая железнодорожная линия Абакан – Тайшет (710 км)(бывшая Восточно-Сибирская, ныне Красноярская ж.дорога), строительство которой, велось с одновременной электрификацией.


1965 г.

В управлении Московской дороги введен первый центральный энергодиспетчерский пункт, с которого осуществляется оперативное руководство и управление всеми телемеханизированными участками дороги.


1965 г.

НЭВЗ приступил к выпуску шестиосных электровозов переменного тока ВЛ60к с кремниевыми выпрямителями.


1965 г.

Создана Нормативно-исследовательская станция ЦЭ МПС на базе нормативно-технического сектора ПКБ ЦЭ.


1966 г.

НЭВЗ построил два опытных восьмиосных электровоза двойного питания (3кВ постоянного тока и 25кВ переменного) серии ВЛ82.


1966 г.

Протяженность электрифицированных линий в СССР достигла 25 тыс. км. В ознаменование этого события на ст. Цители-Цкаро Закавказской дороги установлена памятная опора.


1967 г.

НЭВЗ начал выпускать двухсекционный электровоз ВЛ80т с реостатным торможением.


1967 г.

Завершена электрификация магистрали Москва – Чоп (1712 км). Открыто движение на электрической тяге от Москвы до Праги.


1967 г.

Завершены работы по электроснабжению всех промежуточных станций, остановочных пунктов и линейно-путевых зданий на перегонах.


1969 г.

По проекту ПКБ ЦЭ с участием ЦНИИ МПС изготовлен заводом МЭЗ первый инверторный преобразователь на полупроводниках. Промышленное производство этих преобразователей начато на Таллинском заводе им. М.И. Калинина в 1971г.


1969 г.

19 декабря на участке Гори – Цхинвали Закавказской дороги начаты испытания электровоза ВЛ8в на напряжение в контактной сети 6 кВ постоянного тока. Там же в июне 1974г. совершал пробные поездки электровоз на 6 кВ ВЛ22и, также рассчитанный на работу при напряжении в 6 кВ постоянного тока.


1970 г.

НЭВЗ-ом построен опытный восьмиосный грузовой электровоз переменного тока мощностью 8000 кВт. в вентильными бесколлекторными двигателями.


1971 г.

В июле построен опытный восьосный электровоз переменного тока мощностью 5000 кВт с асинхронными двигателями ВЛ80А.


1973 г.

Введен в эксплуатацию первый комплект аппаратуры системы телемеханики «Лисна» (разработана ЦНИИ МПС), получившей в далбнейшем широкое применение.


1973 г.

Ртутные выпрямители на всех эксплуатируемых тяговых подстанциях заменены на полупроводниковые.


1974-1975 гг.

НЭВЗом выпущена опытная партия электровозов ВЛ80р с рекуперативным торможением.


1974 г.

ТЭЗом построен электровоз ВЛ11 мощностью 5360 кВт в двухсекционном исполнении; он мог формироваться также их трех и четырех секций.


1974 г.

Выпущен первый высокоскоростной электропоезд ЭР200 с конструкционной скоростью 200 км/ч.


1975 г.

Электрической тягой выполнено более половины (51,7%) всех перевозок при удельном весе электрифицированных линий 28,1% в общей протяженности сети.


1976 г.

В Москве, Баку и других городах проведены научно-технические конференции, посвященные 50-летию электрификации железных дорог СССР.


1977 г.

Протяженность электрифицированных линий в СССР достигла 40 тыс. км после ввода в эксплуатацию электрифицированного участка Казатин – Винница.


1977 г.

Вводом в эксплуатацию участка Дербент – Махачкала Северо-Кавказской дороги завершена электрификация магистрали Москва – Баку (2624 км).


1979 г.

27 декабря введен в эксплуатацию первый участок Вязьма – Орша, электрифицированный по системе переменного тока 2х25 кВ. В последующие годы по этой системе в СССР было электрифицировано 3,1 тыс. км.


1979 г.

Начат выпуск электровозов ВЛ80с (на базе ВЛ80т) в трех- и четырехсекционном исполнении мощностью соответственно 9780 и 13 040 кВт.


1983 г.

НЭВЗ выпустил двенадцатиосный электровоз переменного тока ВЛ85 мощностью 10 000 кВт с рекуперативным торможением.


1983 г.

Разработана и испытана на Северо-Кавказской дороге система тягового электроснабжения 25 кВ с экранирующим и усиливающим проводами (ЭУП).


1983 г.

Завершена электрификация магистрали Москва – Брест (1100 км). В ознаменовании этого события на здании вокзала Брест установлена памятная доска.


1984 г.

Создан двенадцатиосный двухсекционный электровоз постоянного тока ВЛ15 мощностью 9000 кВт (Тбилисский электровозостроительный завод).


1985 г.

РВЗ и РЭЗ изготовлен образец электропоезда переменного тока второго поколения ЭР29.


1986 г.

Протяженность электрифицированных линий в СССР достигла 50 тыс. км. В ознаменование этого события на здании вокзала ст.Канаш Горьковской дороги установлена мемориальная доска.


1987 г.

30 июня с вводом в эксплуатацию участка Сергач – Канаш Горьковской дороги завершена электрификация магистрали Москва – Казань – Свердловск (1668г км).


1989 г.

Завершена электрификация по системе переменного тока 2х25 кВ головного участка Байкало-Амурской магистрали (БАМ) Лена-Восточная – Таксимо (710 км).


1992 г.

НЭВЗ начал выпускать мощные шестиосные электровозы (5000 кВт) серии ВЛ65, а затем ЭП1.


1993 г.

Демиховский машиностроительный завод освоил выпуск пригородных электровозов постоянного тока серии ЭД2Т с использованием оборудования Рижского электромашиностроительного завода (Латвия).


1994 г.

27 декабря с вводом в эксплуатацию участка Зудыра – Ксеньевская завершена электрификация главного хода Забайкальской дороги и магистрали Москва – Хабаровск (8619 км). В ознаменование этого события на ст. Ксеньевская установлен памятный обелиск.


1995 г.

16 ноября переведен с постоянного на переменный ток участок Зима – Слюдянка (434 км) Восточно-Сибирской дороги, тем самым создана непрерывная магистраль Мариинск – Хабаровск (общая протяженность 4812 км), работающая на переменном токе.


1996 г.

Начато внедрение микроэлектронной системы телемеханики МСТ-95 (МИИТ и МЭЗ).


1996 г.

Демиховский машиностроительный завод, используя оборудование, поставляемое Латвией, Эстонией и Украиной, освоил выпуск электропоездов переменного тока третьего поколения – с асинхронными двигателями серии ЭД9Т. С 2000г. выпускаются электропоезда ЭД9Т на базе отечественного оборудования.


1997 г.

Начаты работы по комплексной реконструкцией устройств электроснабжения на магистрали Москва – С.-Петербург для обеспечения регулярного движения поездов со скоростью 200 км/ч; основные работы были завершены к 2000г.; впервые в России применена контактная подвеска КС-200.


1997 г.

НЭВЗом совместно с Коломенским тепловозостроительным заводом изготовлены два пассажирских электровоза ЭП200 (с вентильными двигателями) мощностью 8000 кВт; конструкционная скорость 200 км/ч.


1997 г.

Введена в опытную эксплуатацию автоматизированная микропроцессорная система телемеханического управления устройствами электроснабжения АСТМУ (разработана НИИЭФА).


1997 г.

В августе к 850-летию Москвы на Демиховском машиностроительном заводе изготовлены три современных электропоезда ЭД4МК.


1999 г.

Электропоезда ЭД4М повышенной комфортности начали курсировать в местном сообщении до Тулы, Рязани, Владимира, Калуги, Александрова и других городов.


1999 г.

Введен в эксплуатацию участок Плесецкая – Обозерская Северной дороги. Протяженность электрифицированных линий Российской Федерации превысила 40 тыс. км. В ознаменование этого события сооружена часовня, которая одновременно посвящена памяти железнодорожников Северной магистрали, обеспечивших бесперебойную перевозку грузов для фронтов 1941-1945 гг.


1999 г.

Президиум НТС МПС России одобрена Концепция модернизации устройств электроснабжения.


2000 г.

Эксплуатационная длина электрифицированных линий в Российской Федерации составила 41 тыс. км, т.е. 47,4% протяженности сети; на них выполняется 79% общего объема перевозок.


2001 г.

Переведен с постоянного на переменный ток участок Мурманск – Лоухи (490 км) Октябрьской дороги.


2002 г.

Вводом участка Губерово – Свиягино (25 декабря) протяженностью 175 км завершена электрификация Транссибирской магистрали (9288 км). В ознаменовании этого события на ст.Губерово сооружены памятная стрела и часовня.


2004 г.

14 февраля 2004г. на участке Москва – Мытищи после его коренной реконструкции началось движение скоростных электропоездов электропоезд ЭМ4 "Спутник".


2004 г.

27 октября 2004 г.: открыто движение по Байкало-Амурской магистрали.


2006 г.

ОАО «РЖД» и Siemens Transportation Systems подписали соглашение о поставке 8 высокоскоростных поездов Velaro RUS, способных развить скорость до 250 км/ч (возможно увеличение до 330 км/ч), а также об их сервисном обслуживании в течение 30 лет или на пробег не менее 14 млн км.


2008 г.

Правительством РФ утверждена "Стратегия развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года.


2009 г.

17 декабря – начало движения высокоскоростных поездов в России («Сапсан» по маршруту Москва – Санкт-Петербург).


2010 г.

12 декабря было открыто скоростное сообщение между Россией и Финляндией. В этот день из Хельсинки отправился первый скоростной поезд "Аллегро" до Санкт-Петербурга.


2011 г.

4 августа опытный образец грузового электровоза с асинхронным тяговым приводом "Гранит" (серия 2ЭС10) совершил поездку с рекордным весом 9 тыс. тонн по маршруту Екатеринбург-Сортировочный – Первоуральск – Балезино.


2012 г.

В ходе реформирования железнодорожного транспорта на железных дорогах выделены Дирекции инфраструктуры, в состав которых вошли службы Электрификации и электроснабжения.